Координатор сети
ОО "Ресурсный центр для пожилых" 720000, Кыргызстан г.Бишкек, пр. Чуй 162, кв. 27. Тел.:+996 770 89-18-06
www.rce.kg
Самые читаемые
Соцсети
лидер ГСП "ЫРЫСКЫ", соцработник ФГСП "ИВАНОВКА"
Новости

Социальная проблематика, как известно, наиболее волнует людей, она активно обсуждается в СМИ, социальных сетях, частных беседах. Образно говоря, социальная рубашка ближе к телу, ведь вопросы зарплаты, пенсий, пособий, соцпомощи затрагивают интересы буквально каждого человека в стране. О том, когда ожидать повышения трудовых пенсий и тарифной ставки первого разряда, как изменится система оплаты труда бюджетников, что собой представляет страхование от безработицы, каким путем пойдет совершенствование законодательства по защите прав работников, — в беседе корреспондента БЕЛТА с первым заместителем министра труда и социальной защиты Беларуси Андреем Лобовичем. — Андрей Валентинович, какие социальные темы кажутся вам наиболее острыми и актуальными? — Любая тема, которая напрямую затрагивает интересы людей, воспринимается чувствительно и самим человеком, и обществом в целом. На дискуссионной волне в последнее время — вопросы занятости населения, пенсионного законодательства, а также сбора на финансирование госрасходов. Понятно, что эта тематика априори не может вызывать однозначное восприятие. Но, по моему мнению, здесь исходить нужно в первую очередь из государственных (а значит, общих) интересов, а не только приватных. — Сейчас на пике общественного внимания — так называемый налог на тунеядство. — Требования декрета №3 вытекают из установленной статьей 56 Конституции Республики Беларусь обязанности граждан принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Ежегодно за счет средств госдотаций из бюджета страны обеспечивается финансирование здравоохранения, образования, культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта, связи, объектов социальной инфраструктуры. Расходы на предоставление этих услуг компенсируются гражданами в виде уплаты различных налогов. С точки зрения социальной справедливости уплата налогов должна быть обеспечена всеми трудоспособными гражданами трудоспособного возраста также ежегодно. Решение о введении сбора на финансирование госрасходов принято и уже реализуется. Вместе с тем, поскольку этот механизм для страны абсолютно новый, не исключено, что впоследствии в него будут вноситься корректировки с учетом практики применения. — Решение каких вопросов вы считаете первоочередным? — В 2016 году Беларусь ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Интеграция инвалидов в общество, их социальная защита, реабилитация — это общая задача, а не только зона ответственности Минтруда и соцзащиты. Реализация положений Конвенции (а это уже международные обязательства страны) невозможно без участия Минстройархитектуры, Минздрава, Минобразования и других министерств и ведомств, местных органов власти. Мы работаем в тесном контакте с Белорусским обществом инвалидов, общественными объединениями инвалидов по слуху, по зрению, ассоциациями инвалидов-колясочников, помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам. Совместно обсуждаем возникающие вопросы и вырабатываем решения. Цель одна — сделать жизнь человека с инвалидностью более комфортной и удобной, создать полноценную безбарьерную среду. В январе текущего года вынесен на общественное обсуждение проект Национального плана действий по реализации Конвенции о правах инвалидов. Этот документ представляет собой инструментарий по созданию условий для интеграции инвалидов во все сферы жизнедеятельности общества. Он будет доработан с учетом предложений общественности. — Какие категории населения, по вашему мнению, нуждаются в дополнительной социальной поддержке государства? — Любой гражданин, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, вправе рассчитывать на поддержку государства. Но речь идет только о тех, кто по объективным причинам не может самостоятельно справиться со сложившимися обстоятельствами, — это в первую очередь малообеспеченные, пожилые люди и инвалиды, семьи с детьми-инвалидами. Для оказания им социальной поддержки в республике функционирует система государственной адресной социальной помощи (ГАСП), работают учреждения соцобслуживания, организовано обеспечение техническими средствами социальной реабилитации. Так, система ГАСП включает пять видов социальных выплат. Это ежемесячное и единовременное социальные пособия, обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни, социальные пособия на приобретение подгузников и технических средств социальной реабилитации. В прошлом году получателями ГАСП стали 290,4 тыс. человек — на 15,6% больше по сравнению с 2015-м, а объем финансирования на выплату пособий возрос на 30,5% до Br72,4 млн. Широкий спектр услуг нетрудоспособным людям предоставляют 146 территориальных центров социального обслуживания населения. Наиболее востребована социальная помощь на дому: ее получают более 89 тыс. пожилых людей и инвалидов I и II группы (за 2016 год получателей надомных соцуслуг стало больше почти на 1 тыс. человек). Совершенствование законодательства по соцобслуживанию идет постоянно. Среди ожидаемых новаций — внедрение замещающей семьи для одиноких стариков. Это позволит организовать социальное обслуживание пожилых людей в условиях совместного проживания с теми, кто готов взять на себя заботу о представителях старшего поколения. С 2018 года в практику работы учреждений социального обслуживания планируется ввести стандарты качества социальных услуг. Это определенный набор требований, выполнение которых повысит качество оказания соцуслуг, входящих в перечень бесплатных и общедоступных. Подготовлены предложения по совершенствованию механизма государственного социального заказа, позволяющего привлекать в систему социального обслуживания дополнительные человеческие ресурсы. В 2016 году было реализовано 53 договора между местными органами власти и негосударственными некоммерческими организациями. Для расширения практики заключения таких договоров предлагается упростить процедуру выбора исполнителей госсоцзаказа. — В последние годы проведена масштабная либерализация в оплате труда работников коммерческих организаций, растет количество организаций, внедряющих гибкие системы оплаты труда работников. Нужны ли новые материальные стимулы — для руководителей и работников — для повышения эффективности хозяйствования организаций? — С 2011 года в реальном секторе экономики расширены права нанимателей в области оплаты труда работников коммерческих организаций. Нормативная правовая база позволяет установить гибкие условия оплаты их труда, направленные на усиление материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда и максимально учитывающие вклад каждого работника в общие результаты деятельности, его предприимчивость, творческий подход к делу. При этом все меры материального стимулирования определяются нанимателем самостоятельно с учетом специфики деятельности организации. Сегодня нанимателям предоставлено достаточно возможностей по установлению мер материального стимулирования работников и руководителей организаций. Главное — эффективность работы самой организации. Особое внимание уделено взаимоувязке темпов роста производительности труда и темпов роста заработной платы. — Нужно ли, по вашему мнению, раскрепощение в оплате труда бюджетников, отход от централизованного регулирования оплаты труда? — Действующая на протяжении последних 16 лет система оплаты труда работников бюджетных организаций представляет собой достаточно сложный и непрозрачный механизм. Среди ее главных недостатков — множественность видов выплат (до 32) и нормативных правовых актов, регулирующих условия оплаты труда работников (около 260). Поскольку необходимость решения этих вопросов давно назрела, Министерством труда и соцзащиты проводится серьезная работа по изменению системы оплаты труда бюджетников. В основе концептуального подхода — отказ от многочисленных видов выплат и упрощение структуры заработной платы, расширение прав руководителей государственных органов и бюджетных организаций по применению наиболее эффективных методов стимулирования труда, создание условий и возможностей для наиболее объективной оценки результатов труда работников бюджетных организаций с учетом специфики и общественной значимости вклада каждого человека. Наша главная задача — упростить систему оплаты в бюджетной сфере, сделать ее прозрачной и понятной, усилить ее стимулирующую и компенсирующую роль, увязав с конкретными результатами труда работника, его профессионализмом и энтузиазмом. — Не повлечет ли изменение системы оплаты труда снижение заработной платы бюджетников? — Ни в коем случае. Одно из ключевых условий — сохранение уровня заработной платы в бюджетной сфере, доведение ее до 80% от средней зарплаты по республике. Более того, как показывает опыт других стран, совершенствование и осовременивание систем оплаты труда влечет ее повышение, а отнюдь не снижение. — Планируется ли в 2017 году еще одно повышение тарифной ставки первого разряда? — В бюджетном секторе экономики оплата труда работников напрямую связана с экономической ситуацией в республике, наполняемостью доходной части бюджета. Как известно, с 1 января размер тарифной ставки первого разряда увеличен на 4% до Br31. Дальнейшее ее повышение будет осуществляться исходя из финансовых возможностей государства. Не исключено, что до конца года тарифная ставка первого разряда будет повышена. — Считаете ли целесообразным дальнейшее совершенствование законодательства по защите прав работников? — Правовое регулирование трудовых отношений касается не только интересов работников, но и нанимателя, который отвечает за эффективность хозяйствования, улучшение качества продукции и услуг, повышение их конкурентоспособности. В этом контексте во главу угла ставится не только защита прав работников, но и повышение требований к их работе. Значит, развитие законодательства о труде должно идти по пути соблюдения баланса интересов работника и нанимателя, а также решения социально значимых задач государства. Основное право работника — получение вознаграждения за труд. В тех случаях, когда в организации нет средств, чтобы рассчитаться с работником по объективным причинам, требуется закрепление дополнительных гарантий. Сейчас мы прорабатываем механизмы защиты прав работников при неплатежеспособности нанимателей. — Речь идет о страховании рисков работников при банкротстве? — Да, это новый для страны механизм — страхование на случай невыплаты заработной платы при банкротстве организации. Пока этот вопрос законодательно не урегулирован, работники обанкротившихся предприятий сталкиваются с большой проблемой — задержка расчета может длиться несколько месяцев. Если проанализировать структуру просроченной задолженности по выплате заработной плате, то на долю предприятий-банкротов приходится немалая сумма просрочки. Предложения по введению страхования в случае невыплаты зарплаты при банкротстве уже направлены в правительство. Ожидаем оценки этих предложений. — А что касается системы страхования от безработицы? — Научно-исследовательский институт труда Минтруда и соцзащиты, проанализировав международный опыт, разработал несколько моделей систем страхования от безработицы. Они были обсуждены на заседаниях межведомственной рабочей группы, в состав которой вошли представители госорганов, Федерации профсоюзов Беларуси и объединения нанимателей. Все предложенные модели преследуют одну цель — материально поддержать человека, который по объективным причинам оказался без работы. Хочу обратить внимание, что окончательно решение еще не принято, поэтому конкретизация преждевременна. — Нужны ли дополнительные рычаги воздействия на нанимателей, которые хронически задерживают выплату заработной платы? — Нормативный инструментарий вполне достаточный. Только за прошлый год в Беларуси выявлено свыше 5,6 тыс. фактов несвоевременной выплаты заработной платы, привлечено к административной ответственности более 4 тыс. должностных лиц предприятий-должников, меры дисциплинарной ответственности применены к работникам местных исполкомов, ответственным за это направление. Ужесточение санкций нецелесообразно — в данном случае оно не сработает на улучшение экономики предприятий. Выход видится в повышении эффективности хозяйствования, а также в повышении личной ответственности за общее дело и руководителей, и работников. — Рейтинг популярности среди социально-экономических тем возглавляет занятость. Каков ваш прогноз на ближайший период в отношении рынка труда республики? Какие меры политики занятости вы считаете наиболее действенными? — В Беларуси уменьшается численность населения в трудоспособном возрасте. При этом доля людей старше трудоспособного возраста увеличивается. В этих условиях формируется дефицит рабочей силы, последствия которого имеют не только количественное, но и качественное проявление. Речь идет, в первую очередь, о постарении населения в трудоспособном возрасте, о профессионально-квалификационном составе работающих. Поэтому на первый план выходит обеспечение эффективной занятости населения, повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда. Реализация активных мер на рынке труда идет в соответствии с подпрограммой «Содействие занятости населения» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы. Оказание содействия в трудоустройстве, организация профобучения, поддержка безработных в открытии собственного бизнеса, переселение безработных и членов их семей на новое место жительства и работы — эти и другие меры способствуют сохранению стабильной и управляемой ситуации на рынке труда страны. Особое внимание уделяется созданию рабочих мест, в том числе на новых предприятиях и производствах. Наличие работы — это условие социальной защищенности человека. Установленные правительством задания на 2016 год по трудоустройству граждан на вновь созданные рабочие места выполнены. В 2017 году работа в этом направлении будет продолжена — планируется уже 70 тыс. новых рабочих мест. Внедрен и доступен в глобальной сети Информационный портал государственной службы занятости (сейчас заявлено более 40 тыс. вакансий). Теперь наниматели в режиме online могут подавать в госслужбу занятости сведения о вакансиях, оформлять подписку на автоматическую рассылку анкет-резюме соискателей. А соискатели могут получать сведения о вакансиях как в целом по республике, так и по каждому региону либо населенному пункту в отдельности, получать по рассылке подходящие варианты рабочего места. Как показывает анализ работы портала, он пользуется все большей популярностью. — В Беларуси каждый четвертый житель — пенсионер. И, конечно, вопрос повышения размеров пенсий для них очень важен. Когда это возможно в 2017 году? — Последний перерасчет трудовых пенсий произведен с 1 декабря 2016 года (их размеры выросли в среднем на 4,8%). Проведение такого перерасчета в 2017 году будет определяться тенденциями роста заработной платы работников и финансовыми возможностями Фонда социальной защиты населения. Как минимум одно повышение трудовых пенсий будет в 2017 году, а в каком размере — покажет время. Кроме того, в связи с повышением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ) будут производиться перерасчеты минимальных и социальных пенсий, надбавок, повышений и доплат к ним. К слову, в 2016 году таких перерасчетов было четыре. Обязательства перед пенсионерами выполняются неукоснительно — пенсии выплачиваются в срок и в полном объеме.

Елена ПРУС, БЕЛТА.-0
Читать полностью: http://www.belta.by/interview/view/v-belarusi-budut-vnedreny-novye-mehanizmy-zaschity-rabotnikov-5350/

Видео с нашего канала на Youtube
Новости
Помочь сейчас
Вы можете помочь нуждающимся пожилым людям Помочь сейчас