В Жогорку Кенеше состоялись парламентские слушания по реформированию законодательства о благотворительности и меценатстве.
— Благотворительные организации способны сыграть весьма значимую роль в развитии общества. Благотворительная деятельность служит серьезным лекарством от иждивенчества, пассивности, — сказала депутат Жогорку Кенеша, один из инициаторов реформ Наталья Никитенко. — Благотворительность и меценатство заслуживают самого широкого общественного признания. В 1999 году в Кыргызстане, впервые для всего центральноазиатского региона, был принят закон о меценатстве и благотворительности. Но чтобы в нашей стране благотворительность начала более эффективно развиваться, нужно с учетом изменений, происходящих в нашем обществе, четко определить принципы благотворительной деятельности и внести некоторые изменения в закон.
По словам депутата, закон от 1999 года требует достаточно много дополнений ввиду изменений в налоговой и бюджетной сферах. «Сегодня нет мотивации для лиц, оказывающих благотворительную поддержку. Необходимо наладить и механизм налогообложения. Сумма облагается налогами и для получателя, и для тех, кто оказывает помощь. Такой подход необходимо пересмотреть», — сказала депутат.
Благотворительность и налоги
О том, что проблем в области развития благотворительности в нашей стране довольно много, говорил почти каждый выступающий. Ключевая из них – это налогообложение благотворительных организаций. Участники слушаний полностью согласны с Ноокатом Идрисовым, юридическим консультантом Международного центра некоммерческого права (МЦНП), который заявил, что налог на имущество, как и налог на землю, существенно влияют как на работу благотворительных общественных организаций, так и на получателей социальных услуг и благотворительной помощи. «Почти все благотворительные организации Кыргызстана, которые безвозмездно помогают пожилым людям, детям-сиротам, инвалидам, затрудняются оплачивать этот вид налога», – дополнила выступление юриста президент общественного объединения «Ресурсный центр для пожилых» Светлана Баштовенко.
Чтобы понять и принять доводы участников парламентских слушаний, приведу два примера.
Расположенное в поселке Орловка Чуйской области общественное объединение Центр временного пребывания детей «Нурмээайса», не получая никакого финансирования от государства, ежегодно содержит десятки детей — сирот или оставшихся без попечения родителей. Дети в Центр направляются в основном соответствующими государственными органами. Центр имеет на своем балансе жилые корпуса общей площадью 1 983 м2(жилая площадь 1 310 м2). Центр не занимается предпринимательской деятельностью, в связи с чем расчет налога на имущество производился по группе 1. Расчет показал, что Центр обязан заплатить налог на имущество в сумме 25 396 сомов. Центр не имеет таких средств для оплаты данного налога. Финансовое положение Центра и без учета налога на имущество тяжелое. Особенно нелегко его юным воспитанникам в зимний период: Центр не имеет достаточно средств для приобретения угля для отопления помещений.
Такие же проблемы, связанные с налогом на имущество, имеет другая некоммерческая организация — общественное объединение «Центр защиты детей». Не получая никакого финансирования от государства, ОО «Центр защиты детей» ежегодно оказывает социальные услуги уличным детям (беспризорным и работающим). Для нуждающихся детей, которые работают или попрошайничают в районе Ошского рынка города Бишкек, ОО «Центр защиты детей» организует бесплатные обеды, различные обучающие курсы. ОО «Центр защиты детей» также содержит приют для тех детей, которым негде переночевать. На своем балансе ОО «Центр защиты детей» имеет несколько объектов недвижимости, где готовятся ежедневно обеды для детей, организуются обучающие курсы, функционирует приют для беспризорных детей и т.п. Расчет показал, что ОО «Центр защиты детей» обязан оплатить налог на имущество в сумме 62 677 сомов.
Другая проблема, по мнению юристов и представителей благотворительных организаций, — отсутствие материальных стимулов для пожертвований. Такие инструменты, которые используются в западной практике благотворительности как льготы по налогу на прибыль, не работают. Еще одно препятствие для развития меценатства и благотворительности состоит в том, что бизнес-сообщество часто опасается афишировать свою благотворительную помощь, не видит смысла лишний раз светиться перед налоговой службой.
Не согласны наши гражданские активисты и с введенным принципом «уравниловки» благотворительных организаций с коммерческими организациями в оплате подоходного налога. По их мнению, в данном вопросе важен индивидуальный подход.
Поднимали представители благотворительных организаций и тему оплаты за коммунальные услуги. По их словам, сегодня их организации, помогающие уличным детям, пожилым людям, людям с ограниченными возможностями, оплачивают суммы за отопление и электроэнергию почти такие же как и промышленные организации, а бывает, что приходится платить и в два-три раза больше.
Бизнес и благотворительность
Точку зрения представителей бизнес-сообщества узнать не получилось: то ли организаторы слушаний посчитали ненужным приглашать предпринимателей, то ли деловые люди сами проигнорировали мероприятие.
Хотя известно, что бизнес, частный капитал во всем мире является ядром меценатства и благотворительности. Сбрасывать со счетов местный бизнес, который начинает позиционировать себя как социально ответственный, не стоит. Есть десятки успешных историй, когда та или иная коммерческая кампания, не единожды, а постоянно организовывает различные благотворительные кампании для нуждающихся в помощи людей. По мнению независимых экспертов, бизнес любого уровня Кыргызстана готов сегодня выделять средства на помощь социально незащищенным группам населения. «Неприлично быть богатым, когда вокруг столько бедных», — говорят нынешние бизнесмены.
«В Кыргызстане еще не проводились полномасштабные исследования по социальным инвестициям бизнеса или по оценке вклада бизнеса в различные благотворительные программы или социальные проекты. Тем не менее, по результатам прошлых исследований нашей организации за 2010-2011 гг., более 60% своих социальных инвестиций кыргызстанский бизнес направляет на поддержку именно благотворительности», — сообщила в интервью Асель Арстанбекова, директор общественного объединения «КСО Бизнес сеть». По ее мнению, для развития эффективного партнерства в области благотворительности и меценатства важно сегодня грамотно навести мосты между государством и бизнесом, привлечь частный капитал к финансированию социальной сферы, и вполне вероятно, что законодательные новации, которые есть у депутатов и общественников, помогут перевести это сотрудничество на новый уровень.
Проведенные парламентские слушания – первый шаг к этому партнерству. Предстоит услышать мнение не только представителей предпринимательской среды, но и налоговиков, специалистов в области некоммерческого права и обычных граждан, которые либо сами являются пожертвователями, либо получателями благотворительной помощи. Как сообщили организаторы парламентских слушаний, было принято решение в скором времени организовать рабочую группу по разработке пакета нормативно-правовых актов, касающихся развития благотворительности и меценатства. Осенью 2012 года Кыргызстан получит новый закон о благотворительности.
Елена Воронина
Источник: http://www.chalkan.kg/2012/06/blagotvoritelnost-v-zakone/