«Водоснабжение и энергетика являются двумя ключевыми проблемами мирового развития, поэтому они должны стать приоритетными целями на период после 2015 года»,— заявил председатель программы «ООН — водные ресурсы» Мишель Жарро в связи с выходом доклада. Производство, очистка, опреснение, доставка воды требуют все больше энергии, в то время как производство энергии требует все больше воды, и спрос на них продолжает расти, констатируют авторы доклада, призывая страны к немедленным реформам энергетической и водной политики, а также инвестициям в инфраструктуру.
Сейчас в мире 780 млн людей не имеют доступа к чистой питьевой воде, а 3,5 млн человек не имеют достаточного количества воды для жизнедеятельности. Одновременно с этим 1,3 млрд человек живут без электричества, а 2,6 млрд — используют твердые виды топлива (древесину и уголь).
По подсчетам экспертов, к 2030–2035 годам потребность в водных ресурсах возрастет на 40%, в энергии — на 35%, в электричестве — на 70%. Если подобная тенденция сохранится, то к 2050 году около 2,3 млрд человек будут жить в условиях серьезного недостатка воды.
Вместе с этим, по оценкам Международного энергетического агентства, 90% производства энергии в мире является водозатратным — всего на цели производства энергии уходит около 15% от объема всей используемой воды в мире (и около 75% от промышленно используемой воды).
К 2035 году, предупреждают эксперты, объем используемой воды в энергетике может увеличиться еще на 20%, в числе факторов роста — новое поколение охлаждающих систем для энергореакторов, а также рост популярности биотоплива, которое, по мнению авторов, отчета, является одним из самых водозатратных в энергетике. Кроме того, для добычи нетрадиционной нефти и сланцевого газа (в том числе метод гидроразрыва пластов) требуется также намного больше воды, чем раньше.
Еще одна проблема заключается в противоречиях между планами использования воды в секторе гидроэнергетики и в других секторах (прежде всего, в сельском хозяйстве). Ряд государств, в том числе в Центральной Азии (страны бассейна Аральского моря), на Ближнем Востоке (бассейн Евфрата) и в Южной Азии (бассейны Ганга, Брахмапутры, Инда, Меконг), уже вовлечены в водные конфликты. Как правило, страны, расположенные в верховьях рек, перекрывают водные потоки дамбами с целью строительства ГЭС или пополнения водных запасов, что оставляет страны в низовьях энергодефицитными. Наконец, большая часть используемой воды (80–90%) никак ни собирается и не очищается. В странах Ближнего Востока от 15% до 60% питьевой воды теряется или испаряется еще до момента потребления.
Эксперты ООН предлагают ряд решений для водно-энергетических проблем. Прежде всего, это комплексный подход к управлению обоими секторами. В докладе рекомендуется и развитие возобновляемых источников энергии, прежде всего солнечной и ветряной. Кроме того, среди рекомендаций ООН — комбинированные установки, позволяющие снабжать население одновременно и питьевой водой, и электричеством (например, гибриды опреснительных установок и электростанций), а также технологии получения электричества из сточных вод (путем производства биогаза).
Ключевой вопрос — финансирование. Аналитики ООН выступают за пересмотр политики ценообразования на воду. Сейчас, отмечают они, вода воспринимается как дар природы, и цены на нее редко отражают реальные затраты, в связи с чем производители и пользователи электроэнергии не заинтересованы в экономии водных ресурсов. Цены на воду и электроэнергию должны отражать «реальные затраты на их производство и воздействие на окружающую среду», говорится в докладе. Подобные рекомендации вызывают серьезную критику ряда экспертов и экологов, отмечающих, что процесс коммерциализации водных ресурсов может ударить сильнее всего по беднейшим слоям населения. Впрочем, развитие водной экономики в мире продолжается. Так, на прошлой неделе в США, в бассейне реки Огайо была запущена первая в мире рыночная система торговли сокращениями количества химических соединений (прежде всего, фосфорных и нитратных) в сточных водах. В программе участвуют 46 электростанций, тысячи водоочистительных предприятий, а также более 230 тыс. фермеров, покупающих и продающих права на сокращение содержания вредных веществ в водных стоках, делающих торговую систему крупнейшей водной рыночной площадкой в мире на настоящий момент.
Источник: http://www.kommersant.ru/doc/
Нургуль Эсенаманова, «ИНФОрмационная сеть по Изменению Климата – ИНФОИК, ОФ «Юнисон», Кыргызстан