По оценке экспертов доля пожилых людей среди потерпевших от мошенников составляет почти 80%. С целью завладения имуществом преступники используют множество схем: продают пенсионерам лекарства-«пустышки», аппараты, которые лечат все болезни, предлагают участвовать в различных «конкурсах» и «лотереях», вымогают деньги для помощи якобы попавшим в беду родственникам и прочее. Точной статистики о числе подобных преступлений нет, но, по оценкам экспертов, от них ежегодно страдают тысячи человек.
Пенсионеры часто бывают юридически неграмотными и доверчивыми. Именно это и привлекает к ним разного рода мошенников. Опыт работы общественной приемной ТОС ЮЗАО также говорит о том, что возросло число граждан – жителей ЮЗАО, в основном пожилого возраста, обращающихся за советом к юристам по этой проблеме. Самым эффективным методом профилактики преступлений по отношению к гражданам данной категории является информирование населения о наиболее распространенных мошеннических схемах и способах уберечься от преступных посягательств.
Именно с этой целью Общественная приемная Движения «Свобода, Солидарность, Справедливость» совместно с отделом по работе с некоммерческими организациями в ЮЗАО МДОО и Территориальным общественным советом ЮЗАО провели 10.11.2016г. в Совете Ветеранов Войны и Труда района Академический информационно – просветительский семинар «Психологическая и правовая помощь в профилактике мошенничества по отношению к пожилым людям».
Эксперты: юрист – Будаева Ольга Васильевна, психолог – Сафина Эльмира Фанильевна рассказали, как не стать жертвой мошенничества. Беседа сопровождалась видеоматериалами и раздачей информационных материалов по обсуждаемой теме.
В итоговой части мероприятия, каждый участник получил памятку с алгоритмом поведения в случае проявления к нему мошеннических действий.
Общие рекомендации как не стать жертвой мошенника:
-остерегайтесь открывать двери незнакомым Вам людям;
– если они представились сотрудниками различных социальных (коммунальных) служб, попросите у посетителей предъявить документы. Более того, даже после предъявления документов не спешите открывать незнакомцам двери. Не лишним будет позвать соседей, позвонить в соответствующие учреждения и поинтересоваться, направляли ли они своего сотрудника и как его фамилия, либо сообщить по телефону «102» о пришедших «посетителях». Отдел полиции при поступлении такого сообщения незамедлительно направит по месту жительства пенсионера наряд для проверки визитеров;
– если же Вы открыли дверь, не впускайте незнакомца в квартиру или дом, разговаривайте на пороге;
– если человек настойчиво просится в квартиру(дом) позовите соседей и попросите их присоединиться к Вам;
– позвоните родным и сообщите о «непрошеном госте»;
– не следует отдавать документы (паспорт, пенсионное, ветеранское удостоверения и т. д.);
– не оставляйте незнакомца одного в комнате;
– не доверяйте свои деньги и ценности гадалкам и ясновидящим, встретившим вас на улице или явившимся к вам в дом;
– не приобретайте у незнакомых людей, представившихся представителями торговых фирм: продукты, мелкую бытовую технику, лекарства с большой скидкой;
– не верьте людям, пришедшим к Вам домой, оформить путевку в санаторий со скидкой и требующих предоплаты;
– не обращайте внимание на СМС-ки с сообщением о выигрыше и просьбой отправить определенную сумму денег на незнакомый счет или номер;
– если вам позвонили по телефону и сообщили о том, что Ваш родственник попал в беду и для этого необходима определенная сумма денег, обязательно проверьте эту информацию, свяжитесь со своими родными;
– в дни получения пенсии посещайте почтовые отделения с родственниками или людьми, которым Вы доверяете.
Добавьте в памятку необходимые вам номера, которых там не хватает: в экстренной ситуации вы легко и быстро найдете их.
Телефоны вызова экстренной помощи:
Служба спасения: с мобильного – 112 или 911.
Полиция (центральный городской пульт): 102
Ваш участковый: _______________________________________
Ваше отделение полиции
(срочный выезд патруля): ______________________________
Скорая помощь: 103
При пожаре и задымлении: 101
Телефоны доверия УВД: ______________________________
Диспетчерские аварийных служб
(для проверки сотрудников):
Пожарная охрана (пожароопасная обстановка, визит
инспектора): _____________________________________________
Вызов службы газа, проверка сотрудников: ________________________________
Электросеть
(для вызова или проверки сотрудников): ______________
РЭУ (ремонтная служба вашего дома): _____________________
Другие полезные телефоны:
Районная поликлиника (при визитах незнакомых медработников):
________________________________________
Патронажная служба (если к вам пришел незнакомый сотрудник): ______________________________________________
Ветеранская организация (если вам предлагают льготы или просят ваши награды): _____________________
Ваши собственные данные (для врачей на случай болезни):
Ф. И. О.: __________________________________________________
Адрес _______________________________________________________________________________
Информация о непереносимости лекарств:
_____________________________________________________________________________________
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ СПОСОБЫ ОБМАННОГО ЗАХВАТА КВАРТИР ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ