Советы массачусетских университетов и больниц. «Лайфхаки», помогающие избежать болезни Альцгеймера, Паркинсона, и совершенствовать качество жизни, представляют в своих исследованиях Массачусетская больница общего профиля (Massachusetts General Hospital или MassGeneral), Гарвардский университет и платформа для онлайн-обучения Udemy с ее видеоуроками.

Все мы знаем, что к старости мозг ослабевает, начинает хуже выполнять свои функции, приводит к старческому слабоумию и к таким болезням, как Альцгеймер, Паркинсон и другие. Однако, как от инфаркта и инсульта в зрелом возрасте защищают физические нагрузки, так от нейрозаболеваний (болезней нервной системы, главным органом которой является мозг) защищают умственные упражнения или специальные приборы. На этот случай есть разные «лайфаки» – житейские хитрости, – которые помогают избежать хронической прокрастинации – постоянного опоздания в делах, свойственного нашему веку скоростных технологий. Человек изначально устроен иначе, и находящийся в полной темноте в черепной коробке мозг не привык отслеживать молниеносные изменения стиля жизни, паттерны , тренды и т.д. Дарвинизм считает что мозгу нужна биоэволюция, поклонники искусственного разума (AI) считают, что надо, недолго думая, вживить дополнительный блок памяти или процессор. Так или иначе, мозг все же устроен Всевышним скорее по квантовому принципу или по иному алгоритму, находящемуся в недосягаемом для человека метафизическом измерении.

Старение мозга не более, чем естественно, и, судя по результатам научных исследований, корректируемо вплоть до некой определенной фазы, после которой корректировка уже невозможна. . А довольно хаотичное развитие информационных технологий не успевает адаптироваться и формирует тенденцию, приводящую к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам.

В этой статье мы расскажем о том, чего достигли и к чему стремятся исследователи в Бостоне, штате Массачусетс и Америке в целом.

Медицина знает, как избежать последствий Паркинсона

WelcomeToMA width=

MassGeneral – Массачусетская многопрофильная больница занимается исследованиями стимулирования мозга, уменьшая симптомы неврологических заболеваний, включая такое медленно развивающееся хроническое заболевание, как Паркинсон (дрожательный паралич). В мозг имплантируется электрод, а в грудную клетку – генератор, который создает электрические импульсы, влияющие на дистонию и тремор.
Больница отмечает, что наибольшим эффектом прибор обладает при обработке наследственной дистонии, заключенной в Х-связанных хромосомах (в среднем ликвидирует до 60% симптомов), наименьшим – в случае с приобретенной дистонией (например, вследствие травм головы).
Согласно исследованию, 8 пациентов из 8 ощутили улучшение после имплантации, а у 6 из 8 в течение трех месяцев исчезло 65% симптомов. Однако нужно понимать, что прибор нужно менять через несколько лет после имплантации, даже если батарея, на которой работает стимулятор, перезаражаемая.

Мозг гибче, чем нам кажется
Интересный эксперимент провели ученые из Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School). Мышей пускали бегать по лабиринту и анализировали нейроны их мозга при принятии решений, куда поворачивать и когда.
Ученые были уверены, что после нескольких повторений одних и тех же действий (когда мыши уже знали, как найти выход из лабиринта) нейроны в мозгу мышей, отвечающие за память и принятие решений внутри лабиринта, создадут определенные ячейки, которые будут зафиксированы на протяжении всего времени. Оказалось, что нейроны не были стабильны. Ячейки памяти, связанные с нейронами, перемежались между собой при необходимости.
Такая пластичность нейронных сетей означает, что новая информация гораздо легче интегрируется в мозг. Условно говоря, незанятые нейроны способны ее воспринимать, отдавая часть «памяти» другим нейронам.
Исследование было проведено на мышах, однако человеческий мозг работает по такой же схеме. Исследование мозга лондонских таксистов, о котором мы расскажем ниже, это подтверждает. Это значит, что вне зависимости от возраста человека, его мозг, вопреки расхожему мнению, может потреблять новую информацию, строить новые нейронные связи на, казалось бы, занятых ячейках памяти – они просто будут передавать свои функции другим нейронам.
Но нужно не только периодически выстраивать нейронные связи – «проволочки», нужно еще их закреплять или создавать оболочку нервных волокон. Лучший способ для этого – выработка новых привычек.

WelcomeToMA width=

Избежать Альцгеймера и совершенствовать качество жизни можно, поменяв привычки
Медицинская школа Гарварда утверждает, что нейросеть мозга пластична от природы, Udemy в своем курсе онлайн-уроков «Нейропластичность», не споря с этим утверждением, рассказывает о том, как повысить эту пластичность. Понятно, что в условные 45 лет мозг взрослого человека не будет так же восприимчив к новой информации, как в детском возрасте (об этом позднее), однако можно упражнять его каждый день, чтобы избежать его «затвердения», которое ведет к Альцгеймеру и старческой деменции.

В обычной рутине мозг не принимает решение, он механически действует по заранее заданному алгоритму. Вот примеры: обедать в одном и том же кафе изо дня в день, встречаться с друзьями в субботу в одно и то же время, говорить одни и те же слова в похожих ситуациях – все это провоцирует ослабление нейронных связей. В то же самое время ряд исследований показывает, что мозг – это тоже своего рода «мышца», и его, как и мышцы, надо упражнять – заставлять его учиться, ставить перед ним новые, нестандартные задачи.

Лекционный портал Udemy в материалах о нейропластичности глубоко погружается в тему неврологии привычек и дает конкретные советы о том, что нужно делать. Социальные, умственные и двигательные упражнения, в том числе очень простые:

  • -ездить или ходить на работу по иному маршруту;
  • -принимать душ не привычной температуры;
  • -двигаться в известном пространстве с закрытыми глазами;
  • -носить часы на другой руке, и прочее

Они направлены на изменения в привычной среде человека, смены анахронистических привычек, и мотивацию на создание новых нейронных сетей.

WelcomeToMA width=

Мозг – что это и зачем он нам 
Ученых с давних времен занимает вопрос: что такое мозг? Орган, контролирующий высшую нервную деятельность человека, или система или ее часть, способная к обучению и развитию? Иными словами, наше сознание управляет мозгом или наоборот? Опять же, если мозг хотя бы можно увидеть, то «пощупать» сознание не позволяет даже молниеносная трепанация черепа.

В древности ученые полагали, что мозг – это специальная железа для выработки носовой слизи – соплей (!), но, наблюдая за многочисленными черепно-мозговыми травмами в ходе военных конфликтов и несчастных случаев, они поняли, что мозг все же нужен для чего-то еще. Они отметили, что человек, получив травму головы, начинает вести себя не так, как до травмы: у некоторых людей наблюдался паралич мышц, при этом половина лица работала исправно, вторая же замирала, или они внезапно начинали говорить на языке, которого ранее не знали. Зафиксированы случаи, когда человек после удара по голове полностью терял зрение, хотя глаза работали. Такие феномены не могли остаться незамеченными.

Изучение мозга сильно затянулось во времени, но некоторые общие выводы все же сделать удалось.

На мозг нельзя осуществить силовое давление, то есть заставить его что-то выполнять. К примеру, нельзя усилием воли заставить мозг работать лучше, когда нам это необходимо — на экзамене, при приеме на работу и т.д. Если мозг не видит проблемы, то он не будет ее решать, как на него ни «кричи».
Многие ученые склонны полагать, что каждый человек индивидуален не только как личность, но и биологически — у кого-то есть проблемы с концентрацией внимания, у кого-то их нет; мозг заменить нельзя, надо пользоваться тем, что есть. Это не вопрос интеллекта, который можно наработать обучением и тренировками, а врожденная способность. Мозг заменить нельзя, но можно создать подходящую окружающую среду для его эффективной работы — музыкой, окружением и т.п. Факторы «временного апгрейда» для каждого индивидуальны.

Другие исследования заводят ученых в дебри миллиардов нейронных сетей в голове у каждого из нас, и последние данные показали, что мозг принимает решение за нас, за несколько секунд (именно секунд, а не мили- или наносекунд) до того, как мы его осознаем. Получается, что мозг – это он, а мы – это мы, и эти понятия объединены неведомой нам космологической связью или сетью, где принимается решение «им», и он успокаивает нас, что это решение приняли именно мы. При этом для пущей уверенности «угощает» нас дофамино-окситоциновым коктейлем – гормонами-ингредиентами удовольствия.

Можно ли влиять на мозг напрямую?
При этом, согласно последним исследованиям, мозг постоянно меняется и учится, то есть представляет собой самообучающийся механизм, способный накапливать и анализировать опыт. Во многом он напоминает персональный компьютер с той разницей, что у нас нет прав администратора для отладки программирования и нет доступа в системный блок на случай технической неполадки.

Придя к такому выводу, специалисты ввели в оборот упомянутый ранее термин «нейропластичность» — способность самостоятельно трансформироваться, накапливая и перерабатывая опыт. Проще говоря, мы не можем «вручную» запустить или остановить процесс обучения — мозг сам взаимодействует с окружающей средой, пока формируется, без нашего на то желания.

Практические исследования на животных показали правоту этой гипотезы – еще один опыт с мышами. Мыши, взятые для исследования, помещались в две разные среды: одна была насыщенной — с игрушками и активными играми, другая – бедной на события и однообразной. Первая группа показала значительные успехи – кора их полушарий мозга стала толще, вторая не изменилась.

Как мы уже писали, долгое время считалось, что мозг развивается только на ранней стадии – в детстве. Для изучения привлекли «Маугли» (персонаж книги Р. Киплинга), то есть детей, воспитанных животными, выросших без контакта с другими людьми. Взятые из дикой природы, они так и не сумели развить свои интеллектуальные способности до «обычных», как и не смогли освоить навыки общественно приемлемого поведения. При интенсивном обучении они достигали невероятного успеха, но только на фоне себя первоначальных; по сравнению со средним человеком, проведшим детство среди себе подобных, они продолжали выглядеть как человекоподобные животные.

Ряд психолингвистов, дают четкие рекомендации не «замусоривать» мозг ненужной информацией, и в первую очередь – детям, которые в процессе познания могут трансформировать информационный мусор в правду или жизненный постулат. Каким бы объемом памяти ни обладал мозг, он все же лимитирован, как и все на свете, и имеет всего лишь три измерения, позволяющие нам думать, делать и чувствовать.
Самыми вредными видами «мусора», отражающегося на общем интеллекте, остается мир иллюзий, визуализированный масс-медиа и онлайн-антрепренерами:

  • – реалити-шоу
  • – порно
  • – брутальные видеоигры
  • – зомби- апокалипсисы и т.п.
  • – экзальтация в социальных сетях, и прочее из того же ряда

Вся эта профанация легко заменяется тем, подо что «заточены» наша изначальная ДНК и мозг, – «органическими» добавками и заменителями: личным общением, нахождением в социуме и интерактивными медиа (к примеру, видеоуроки или лекции намного полезнее, чем просмотр мыльной оперы).

Такие «лайфхаки» помогут избежать приобретенной прокрастинации в нашем сумасшедшем ритме жизни. В отличие от биологической прокрастинации (поздние роды, запоздалое развитие) приобретенные привычки откладывать всё на последний момент и всегда опаздывать негативно отражаются на качестве жизни. В молодости «от сессии до сессии живут студенты весело», а потом за неделю готовятся к экзаменам и успевают все наверстать. Но дальше, во взрослой жизни, жить в таком ритме бывает очень сложно.

WelcomeToMA width=

Мышиный лабиринт в человеческом варианте
Вновь изменить картину мира помогли исследования мозга лондонских таксистов.
Водители для улучшения своей профессиональной деятельности фиксировали и запоминали карту города. Вывод, сделанный учеными, поражал — мозг продолжает учиться и у взрослого человека: гиппокамп (отдел мозга, отвечающий за память) развивался, становился крупнее по мере усвоения большого объема информации.

Современная наука пришла к окончательному выводу, что мозг способен меняться всю жизнь, более того, это его естественное и перманентное состояние. Следовательно, если работать над окружающей средой и желаниями самого человека – мозг будет учиться тому, чему хотите научиться вы сами (помните советы Udemy?), при соблюдении определенных условий:

  • Мотивация. Активизирует ресурсы мозга для обучения. Вы должны действительно чего-то сильно желать, иначе мозг автоматически пометит информацию как «ненужную».
  • Концентрация. Нужно сконцентрировать внимание на определенном предмете. Мозг зафиксирует ваш устойчивый интерес.
  • Память. Чем больше информации «загружается», тем сильнее гиппокамп, следовательно, сбор информации будет проходить быстрее.
  • Творческая свобода. Ненаучно, но необходимо. Мозгу нужно позволить строить новые связи, а для этого ему нужна новая же информация. Монотонная работа, как у рабочего на конвейере, не дает ее — она улучшает мышечные рефлексы, мозг же поддерживает заданный ритм и выполняет манипуляции с минимальной нагрузкой.

Заставить мозг учиться… по-английски?
Лучший вариант для упражнений по увеличению нейропластичности мозга, отвечающий всем перечисленным условиям, – изучение иностранного языка. Как мы уже писали (https://welcometoma.com/english-as-a-key/), английский язык (или любой другой) – это ключ к построению в мозгу новых связей, а, следовательно, к защите от старческой деменции, Альцгеймера и Паркинсона.

Хотите проверить, насколько хорошо вы знаете английский? Пройти тест можно прямо сейчас (http://www.myvocab.info/en). Если Вы не изучили иностранный язык так же хорошо, как свой родной, пройдите тест на русском языке (http://www.myvocab.info/).
Почему можно использовать и родной язык? Потому что в каждом языке сотни тысяч слов, но в реальной жизни мы пользуемся только несколькими тысячами. Изучение новых слов в родном языке также упражняет мозг, но изучение иностранного языка делает это лучше, к тому же расширяет кругозор.

Прохождение теста займет всего три минуты. Получив результат, можно сравнить его с другими.

WelcomeToMA width=WelcomeToMA width=

Вывод
Какой вывод можно сделать из всего перечисленного? Как телу нужны физические упражнения (хотя бы ежедневная зарядка или катание на велосипеде), так и мозгу нужны постоянные нагрузки – смена привычной обстановки, изменение устоявшихся привычек, изучение новых областей знания.

Это не значит, что, записываясь на курсы по изучению иностранного языка, нужно думать только о том, как бы не поглупеть в старости. Все эти лайфхаки приносят пользу, расширение кругозора, удовольствие от жизни, они делают нас более успешными и интересными в общении людьми.

Будьте умными – это стильно, современно и просто здорово!

 

Источник: https://welcometoma.com/dementia-and-procrastination