Почти половина использованной воды на нашей планете уходит в никуда. Одна часть этой воды просачивается через всевозможные пробоины, а другая просто испаряется. И это при том, что чистая питьевая вода является ценным и дорогостоящим благом для всего человечества.

Согласно прогнозам, в связи с изменением климата ожидается, что постоянный рост температуры может еще больше повлиять на имеющиеся объемы ледников, что вызовет обширное сокращение водных ресурсов в мире, в том числе и в Центральной Азии.

Питьевой воды осталось в обрез

Несмотря на внешнее изобилие воды, не все люди на Земле имеют одинаковый доступ к жизненно важным ресурсам человечества. В то время как несколько стран мира распоряжаются 60 процентами всех запасов питьевой воды, жители Азии, где живет более половины населения нашей планеты, вынуждены обходиться лишь только 30 процентами. Более 1,1 миллиарда людей не имеют выхода к ресурсам чистой воды, а 2,4 миллиарда используют воду сомнительного качества.

На Земле уже сформировался так называемый «безводный треугольник», который простирается от Туниса до Пакистана и Судана. В этом регионе нехватка воды является структурной проблемой. Включая все аграрные расходы, на одного человека в год получается менее 1000 литров питьевой воды. Из-за этого приходится говорить о ее хронической нехватке.

Чем больше людей, тем меньше воды

Как следствие всего этого, от болезней, непосредственно связанных с качеством воды, ежегодно умирает более 5 миллионов людей. По прогнозам ученых в ближайшие 15 лет население Земли увеличится до 8,5 миллиардов человек, а это как минимум на треть уменьшит количество воды на душу населения. Согласно оценкам ООН, при сохранении сегодняшних темпов потребления воды через 20 лет 1,8 миллиардов человек окажутся в ситуации абсолютной нехватки воды. А вот остальным 5 миллиардам населения придется значительно сократить свои расходы на дорогостоящую влагу.

Кроме того, эта ситуация с годами только усугубляется из-за тенденции переезда людей из сел и деревень в крупные города. Уже подсчитано, что в 2020 году в мире будет 33 города, где население будет превышать 8 миллионов человек. При этом 27 из этих мегаполисов будут находиться в проблемных, южных странах.

Зажиточные люди увеличивают расход воды

Чем выше жизненный стандарт, тем люди более расточительны, они используют встроенные фильтры, увеличивающие расход воды, имеют индивидуальные бассейны и т.п. Поэтому ни о какой заботе об окружающей среде, с их стороны, не может быть и речи. А в это время бедное население Земли, из-за постоянного повышения цен на воду, вынуждено постоянно экономить.

Установлено, что среднестатистический европеец сегодня потребляет в 6 раз больше питьевой воды, чем его деды и прадеды, а именно от 100 до 200 литров в день. Показатели же потребления воды в США и Австралии и вовсе могут повергнуть в шок – от 400 до 1000 литров в день. А в то же время население некоторых развивающихся стран вынуждено обходиться лишь несколькими литрами.

45 процентов воды уходит в никуда

Только 55 процентов принятой человеком воды используется действительно по назначению. Остальные 45 процентов пропадают либо из-за негерметичных труб, либо из-за просачивания или испарения на оросительных установках. А ведь именно аграрный сектор и потребляет наибольшее количество воды – 70 процентов. Для того чтобы прокормить население планеты, в срочном порядке нужно повышать продуктивность использования воды и улучшать систему орошения. Благодаря этим мерам можно спасти, как минимум, 17 процентов живой воды.

Приватизация водных ресурсов может нанести удар по беднейшему слою общества

В ближайшие 25 лет финансовыми институтами мира будет выделено более 180 миллиардов долларов на инвестирование в сферу питьевой воды. В данный момент эти цифры варьируются в пределах 75 миллиардов долларов в год. А ведь в этих цифрах кроется обман – правительства многих стран мира используют приватизацию воды как средство для успешных выборов. До сих пор только 5 процентов мировых водных запасов были приватизированы.

 Различные гражданские общественные движения осуждают такой маркетинговый механизм вокруг воды и хотят узаконить доступ людей к чистой воде на основах земельного права. Их лозунги звучат так: «Вода должна быть либо бесплатной, либо, по крайней мере, продаваться по себестоимости».

Но к глубокому сожалению, вряд ли эти призывы будут услышаны…

Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-52623/

Нургуль Эсенаманова, <ИНФОрмационная сеть Изменению Климата – ИНФОИК, > ОФ <Юнисон>, Кыргызстан