Сегодня размер пенсии в Кыргызстане составляет 4 070 сом. В то время, как прожиточный минимум по официальным данным (что не всегда может отражать реальность) составляет 4 920 сом. 65% людей получает пенсию ниже прожиточного уровня, из-за чего вынуждены работать. Ежегодно количество пенсионеров растет. В 2012 году количество пенсионеров насчитывает около 547 тысяч человек, что составляет 10% всего населения страны и 1/5 часть трудоспособного населения. Таково лицо нынешней пенсионной системы Кыргызстана. Нетрудно сделать вывод о наличии больших проблем в системе, которые нужно решать.
Пенсионный кризис Кыргызстана.
Весь мир сегодня переживает пенсионный кризис в разных степенях тяжести. И Кыргызстан тому не исключение. Ежегодно увеличивающиеся пенсионные взносы ложатся большим бременем на работника и работодателя. Тем не менее, размер пенсий остается ничтожно малым. Взносы работника направляются на его личный счет, где лежат без движения: сумма увеличивается лишь на 0,10% в год (для сравнения, инфляция в стране за 2011 год составил 16,6%). Несостоятельность пенсионной системы Кыргызстана очевидна.
Осознание проблемы.
На днях министр финансов КР Акылбек Жапаров предложил снизить выплату пенсий и социальных пособий. Если быть точнее, то в министерстве планируется пересмотреть расходы из бюджета страны на работающих пенсионеров.
Таким образом, мы видим, что государственные органы осознают проблемы пенсионной системы страны и необходимость изменения ситуации в положительное русло. Это вполне положительный сдвиг. Единственный нюанс возникает в поиске метода решения проблемы. Правы ли представители министерства в выборе метода решения проблем пенсионной системы?
Мировой опыт.
Перед ответом на вопрос, следует обратить взор на успешные примеры других стран в решении данной проблемы. Одной из первых стран, более или менее нашедшей выход из пенсионного кризиса, является Чили. Впрочем, Кыргызстану далеко ходить не обязательно, ведь соседний Казахстан довольно успешно внедрил эту систему у себя.
Пенсионная система Казахстана была на пике кризиса в 1997 году. Решительные меры правительства смогли изменить ситуацию и решить многие проблемы старой системы. В результате пенсионной реформы была ликвидирована дорогостоящая и несостоятельная система пенсионных вычетов из текучих доходов.
В рамках новой системы у работника появился выбор вклада в свою будущую пенсию через две альтернативные структуры: государственный накопительный фонд (ГНФ) и негосударственные накопительные фонды (ННФ).
От пенсионной реформы выиграли в первую очередь работники. Почему? У вкладчика появляется больше свободы в управлении собственными финансами и в выборе, в чьи руки отдавать свои заработанные средства. Обязательные пенсионные взносы уменьшилось с 22% до 10% от зарплаты. У работника появилось больше гарантий. Например, если работник умирает, не достигнув пенсионного возраста, или переезжает в другую страну, все вложенные средства возвращаются из пенсионного фонда.
Количество людей, практикующих пенсионные взносы, с каждым годом растет, что говорит о предпочтении граждан индивидуальным пенсионным счетам. В результате по уровню пенсионного обеспечения Казахстан занял 1-е место среди стран СНГ.
Кыргызстан: что делать?
Сегодня некоторые официальные лица Кыргызстана понимают необходимость реформы пенсионной системы. Но, зачастую, дело до самих реформ не доходит. Многие политики опасаются внедрять кардинальные изменения, т.к. в результате могут потерять поддержку среди населения (ведь электорат в пенсионном возрасте, как мы видим, составляет немалую долю). В итоге, система остается старой, подвергаясь изредка небольшому косметическому ремонту.
И даже наоборот, система порой все больше погружается под воду. Политики, занимаясь популизмом, ежегодно увеличивают размеры пенсий, черпая ресурсы путем трансфертов из текущих доходов бюджета, международных кредитов, займов. В итоге государственный долг растет, займы увеличиваются (за которые в итоге расплачиваться только населению), расходы другие не менее важные сектора уменьшаются. Согласно закону «О бюджете Социального Фонда» только на пенсионные средства на 2012 год предусмотрено свыше 28 млрд. сом.[8]
Для решения проблем пенсионной системы Кыргызстана необходимо использование опыта других стран, например, Казахстана, Чили. Осознание министерством финансов КР необходимости реформ уже несет в себе положительный характер. Но планируемые действия по сокращению пенсионных выплат являются лишь поверхностным, «косметическим» изменением всей системы. Да, это сократит некоторые расходы бюджета страны, позволит сэкономить средства. Но выйти из пенсионного кризиса, как такового, данным методом не удастся.
В реалиях сегодняшнего Кыргызстана одним из оптимальных решений является применение практики добровольных пенсионных отчислений. Это некий переходный этап в период, пока государственные пенсионные фонды еще не развиты и не устойчивы, а рынок частных фондов не развит вообще. При данной системе размер пенсии определяется не уровнем стажа (как это было в советское время и остается поныне в Кыргызстане), а реальным заработком и размером отчислений работодателя в пенсионный фонд. Также человек имеет возможность контролировать свои пенсионные вклады. Для реализации данной реформы нагляден опыт России. К примеру, уже сегодня там насчитывается более 150 негосударственных пенсионных фондов.
Чем же данная система лучше старой? При старой системе у человека нет права выбора относительно того, как распорядиться заработанными средствами. Более того, сомнителен конечный результат ежемесячных принудительных отчислений на будущую пенсию. Ведь мы видим сейчас, насколько мала пенсия. Логичный вопрос: «А стоит ли вообще отчислять свои деньги, если в итоге почти ничего не получаешь?» Новая система дает человеку право выбрать, сколько и куда вкладывать своим потом и кровью заработанные деньги. Это, как минимум, справедливо по отношению к гражданам страны. Иначе грош – цена государству, которое, подобно бандиту, «отбирает» деньги у своих граждан, в итоге, не предоставляя ничего взамен.
Завершим цитатой: «Реформы начинаются там, где кончаются деньги». В Кыргызстане денег на поддержание старой несостоятельной пенсионной системы уже нет. Назрела пора перемен. Остается выбрать верное направление.
По материалам: CAFMI, 21 Августа 2012