Таджикистан пошел на резкое сокращение социальных выплат населению. Министерство финансов, наконец, придумало, как сэкономить государственный бюджет, а депутаты парламента – народные избранники – вздохнули и… согласились с предложением правительства.

На фоне печальных Хорогских событий почти незамеченным осталось резкое сокращение государством социальных расходов. Тихо и незаметно в начале августа вступили в действие поправки к ряду законов Таджикистана, среди которых – Трудовой кодекс,  законы, касающиеся охраны труда и социального страхования и пенсионного обеспечения. Суть поправок состояла в значительном  снижении существующих до этого момента страховых  гарантий работникам, занятым на государственной службе и в частном секторе, в том числе для больных, а также потерявших работу;  коснулся секвестр инвалидов и пенсионеров.  Также были  значительно сокращены меры правовой и социальной защиты государства сотрудникам правоохранительных органов и военным.  

Напомним, что эти поправки были инициированы правительством страны и безропотно одобрены в июне депутатами Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли.  Спикер МН МО Шукурджон Зухуров при обсуждении этих поправок отметил: «Нам было нелегко обсуждать и одобрить эти поправки. Но их принятие вызвано ограниченными возможностями Госбюджета».

Достаточно быстро, через месяц, без излишней огласки для общественности поправки  были приняты Маджлиси милли и в начале августа были опубликованы в государственных газетах, после чего вступили в силу.

Экономия на больных и пенсионерах

Внесенными поправками значительно снижаются размеры выплат повременной нетрудоспособности трудящихся. Работники, независимо от стажа, отныне лишены  стопроцентной оплаты «больничного» листа; теперь она будет составлять всего лишь 70%. Исключения коснутся лишь инвалидов Великой Отечественной войны (которых практически нет среди работающих ныне) и некоторых других категорий. Работники с небольшим трудовым стажем, до 8 лет,  будут получать за период болезни и того меньше, всего 60% от среднего заработка.

При увольнении по инициативе сменившегося собственника предприятия работникам будет выплачиваться компенсация не за полгода, как это было положено раньше, а всего лишь за 2 месяца. Не будет отныне существовать и компенсация за вынужденный прогул.

В случае кончины работника при исполнении им служебных обязанностей  работодатель выплатит его семье единовременную денежную компенсацию не за 5 лет, как было положено недавно в Трудовом кодексе,  а всего лишь в размере 8 месячных окладов. И даже пособие на погребение вскоре будет выдаваться не всем семьям умерших граждан, а только малоимущим семьям.

Бывшая сотрудница Министерства соцобеспечения по этому поводу заявила: «По существу, государство сняло с себя обязанность заботиться о семьях преждевременно умерших граждан. В настоящее время средняя зарплата составляет около $100, значит, семья получит пособие размером лишь в $800. Этих средств едва хватит на проведение похорон и поминок, а семья останется практически без помощи».

Минфин Таджикистана также заранее позаботился о том, чтобы «оторвать» ранее существующую зависимость социальных пособий и надбавок от минимальной зарплаты, внеся изменения в закон о пенсионном обеспечении.

Министр финансов Сафарали Наджмитдинов заявил депутатам, что это было сделано для того, чтобы не сдерживать в будущем рост заработной платы.

Отныне пенсии будут рассчитываться не от минимальной зарплаты, размер которой с сентября  т.г. повысился в 2,5 раза и составляет 200 сомони, а от расчетного показателя, величина которого намного ниже, всего 40 сомони.

Это «нововведение» дало возможность Минфину оставить  без соответствующего повышения минимальную пенсию, и последняя увеличилась всего лишь на 30%, а не на 250%, достигнув 104 сомони.  Отметим, что минимальная пенсия в Таджикистане в 7-8  раз ниже, чем в других странах СНГ. О дальнем зарубежье говорить уже не будем.

Напомним, что еще ранее были внесены поправки в закон «О пенсионном обеспечении граждан РТ», которыми также ограничили размер пенсий по инвалидности, поскольку власти подметили, что некоторые категории увечных получают «многовато». Теперь, даже если работник имел достаточно высокую зарплату, получив 1-ю (высшую) группу инвалидности, он будет иметь пенсию всего лишь в 800 сомони (около $164), а другие группы – и того менее.

Известный экономист затруднился дать оценку произошедшему секвестру, но предполагает, что в связи с сентябрьским повышением стипендий, зарплат, пенсий и пособий получателей выгоды будет больше, чем тех, у кого сократили социальные выплаты.

«Чтобы судить об этом, надо знать точные данные, сколько средств будет сэкономлено за счет снижения страховых выплат и сколько пойдет непосредственно на повышение. Но вряд ли Минфин обнародует эти данные», – сказал он.

Жизнь и здоровье подешевели                              

Военные, в силу своей опасной профессии, имели вполне обоснованные гарантии и  права на возмещение вреда, полученного в ходе опасных операций или боевых действий. Однако теперь их жизнь и здоровье значительно подешевели, поскольку размеры единовременных выплат, получаемых членами семей военнослужащих в случае их гибели (смерти) при исполнении ими обязанностей военной службы,  отныне  снижены  ровно в 10 раз. Также почти в 7 раз уменьшены компенсации,  получаемые военнослужащими при тяжелых увечьях, после  которых невозможно дальнейшее продолжение службы.

При  увольнении по общему заболеванию, полученному  в результате служебной деятельности, почти втрое уменьшены выплачиваемые ранее пособия. Да и пособия, положенные при переезде на новое место службы, снижены в два раза.

Министр финансов С. Наджмитдинов, поясняя необходимость урезания социальных выплат, заявил депутатам, что ранее в стране существовали низкие оклады и поэтому размер единовременного пособия при гибели военнослужащего был довольно высоким, сейчас же, в связи с возросшими за прошедшие годы окладами, его размер будет определяться иным способом.

Если говорить конкретно, то если ранее размер единовременных выплат при гибели военнослужащего составлял 80 окладов денежного содержания, то теперь он составит всего 8 окладов.

Урезание обязательных  страховых  гарантий  за счет средств государственного бюджета коснулось также сотрудников правоохранительных органов – прокуроров, следователей, милиционеров, судей, таможенников, а также  работников  пенитенциарной  системы.

Особенно обидно  прокурорам и таможенникам: ранее при их гибели в период работы, если она произошла в связи с их служебной деятельностью, их наследники получали  страховые  выплаты в размере оклада за 15 лет (180 месяцев) работы, а отныне их приравняли ко всем остальным гражданам, которые будут получать всего 8 окладов.

Сотрудник Генпрокуратуры отметил, что трагические случаи гибели прокуроров были нередки в годы гражданской войны, а сейчас их практически нет и жизненного значения для этой категории работников вышеописанная новелла не имеет.

При причинении сотрудникам силовых структур телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью, исключающих дальнейшую возможность продолжать работу, ранее выплачивались страховые суммы, равные 36-кратному размеру их среднемесячной заработной платы; с августа им будет выплачиваться лишь 8 окладов СЗП.

А судьям и того меньше. Если ранее в аналогичной ситуации органы госстрахования выплачивали страховые суммы  в размере пятилетней  заработной платы судьи, то отныне ее размер снизился ровно в 10 раз, до шестимесячной зарплаты.

Между тем в нашем обществе даже в мирное время случаются нападения на судей и прокуроров. Достаточно вспомнить случаи, произошедшие совсем недавно в Согдийской области и ГБАО.

Значительно – более чем в три раза (с 10 до 3 месячных окладов) – уменьшены единовременные пособия  работникам силовых структур при увольнении на пенсию.

Уменьшение  страховых выплат коснулось и самих депутатов – им вдвое, с 6 до 3 месяцев, уменьшены сроки выплаты в связи с окончанием депутатского срока: то есть на сегодня это составит не 30 тыс. сомони, а вдвое меньше.

Некоторые граждане по этому поводу сожаления не высказали, заявив: «Прокуроры, милиционеры и прочие сотрудники «органов» и без того имеют массу льгот – квартиры, лечение и санатории, проезд в транспорте для них бесплатный, коммунальные услуги оплачивают всего лишь на 50%, и детям всякие пособия и выплаты. И этого никто не отменял.  А почему жизнь простого работника оценивалась в 2-3 раза ниже, чем «силовиков»?  Вот теперь, после уравнения некоторых государственных гарантий своим гражданам, пусть станут поближе к народу».

28/09/2012 12:24

Валентина КАСЫМБЕКОВА, Специально для Asia-Plus