Правительство, похоже, в очередной раз решило надуть собственный народ, причем жертвами чиновничьего произвола стали представители самых уязвимых слоев населения – дети из малообеспеченных семей, старики и инвалиды.
Вначале было слово
Премьер-министр Омурбек Бабанов утвердил Стратегию развития социальной защиты. Однако по каким-то необъяснимым причинам финансирование для воплощения этого более чем гуманного документа чиновники Министерства финансов не предусмотрели. Как мог его подписать глава правительства без подтвержденных источников и откуда теперь брать деньги на бедных, тоже непонятно.
Представители гражданского сектора, которые участвовали в разработке стратегии, услыхав, что в казне нет средств на ее реализацию, потребовали от Бабанова уволить министра финансов Акылбека Жапарова, а его заместителя Арзыбека Кожошева призвать к дисциплинарной ответственности.
«Парадокс в том, что специальная группа Евросоюза предложила грант в размере 5 миллионов евро на развитие социального сектора, а это как раз более 300 миллионов сомов, столь нужных на реализацию первого этапа стратегии. А именно на повышение пособий детям из малоимущих семей с 304 до 580 сомов. Но Минфин от помощи отказался», – сообщила председатель Общественного фонда «Лига защитников прав ребенка» Назгуль Турдубекова.
Почему главные казначеи страны, всегда с охотой подставляющие ладони под щедрый дождь зарубежных подачек, вдруг наотрез отказались брать недостающие деньги?
«Чтобы полностью реализовать стратегию, нужно потратить свыше 6 миллиардов сомов. Таких денег в бюджете нет. А те средства, которые предлагает ЕС, хватит только на первый период. И вообще, у нас в стране не бюджет развития, а бюджет проедания, как это ни печально», – отметил Арзыбек Кожошев.
Однако объяснения чиновника не убедительны. Ведь представители Евросоюза заверили: как только КР подпишет финансовое соглашение о предоставлении 5 миллионов евро и выполнит ряд условий, документ будет пролонгирован.
Миссия невыполнима
Но, по всей видимости, в правительстве заранее уверены в том, что условия, оговоренные донорами, невыполнимы. В частности, ЕС настоятельно рекомендует «островку демократии» присоединиться к Конвенции ООН по защите прав инвалидов.
«Мы требуем того же. Кроме того, мы хотим, чтобы была пересмотрена структура центрального аппарата Министерства социального развития, создан координационный совет по исполнению стратегии, а парламентский комитет по социальной политике должен возглавить социально ориентированный депутат, не имеющий бизнес-заинтересованности», – добавил представитель Республиканской сети «Защитники прав людей с ограниченными возможностями» Мирбек Асангариев.
Похоже, к этим призывам чиновники остаются глухи. Министр соцразвития Равшан Сабиров, поясняя правозащитникам, почему до сих пор не исполняется стратегия, помимо набившего оскомину «извините, нет денег» перевел стрелки на представителей местных властей. Мол, это они не оказывают в должной мере внимание и поддержку социально уязвимым слоям. Тут есть доля истины. Действительно, вместо того чтобы оказывать реальную, а не дежурную помощь старикам, детям и тем, кто просто не в состоянии прокормить большую семью на 3 тысячи сомов в месяц, бишкекская мэрия, например, тратит 6 миллионов сомов на установку вдоль правительственной трассы цветочных горшков с пожухлыми петуньями.
Когда все можно и ничего не страшно
«На социальный сектор из государственного бюджета выделяется меньше 1 процента. Тогда как семьи пострадавших и погибших «апрельских героев» получают на свое содержание свыше 3 процентов», – сокрушается Назгуль Турдубекова.
Ну этот-то момент как раз объясним. Конечно, не с точки зрения морали. Власти таким образом платят семьям тех несчастных, на чьей крови в апреле 2010 года взлетели на вершину политического Олимпа. А за что платить беднякам, и так находящимся на иждивении у родной страны? Они-то на трон их не приведут. «Вот и получается, что государство оплачивает митинговые страсти. Нам что теперь, революцию устроить, чтобы на нас обратили внимание?», – задается вопросом Назгуль Турдубекова.
Вместе с тем вице-премьер-министр по социальным вопросам Гульнара Асымбекова, сменившая, как и ее коллега Сабиров, в декабре депутатский мандат на министерский портфель, уверяет в том, что правительство не отказывается от своих слов и намерено исполнить Стратегию развития социальной защиты, но, увы, пока нет денег. «Однако мы изыщем средства», – вновь обещает чиновница.
Тут же возникает вопрос: за счет каких источников будет найдена необходимая сумма?
Арзыбек Кожошев напомнил, что сейчас проводится сокращение расходов на содержание чиновничьей армии, и, может быть, за счет этого удастся выкроить средства на социальную сферу, которая, как известно, финансируется по остаточному принципу. «Но это лукавство. Штат Минфина-то увеличивается», – парировал Мирбек Асангариев.
Романсы финансов
«Да нет у правительства денег, – констатировал председатель парламентского комитета по бюджету и финансам Ахматбек Келдибеков. – И на инвестиции не стоит рассчитывать. Никто к нам не придет. Стабильности нет, и вранье сплошное. Если даже наши предприниматели вывозят свои капиталы за рубеж, о чем говорить?».
Действительно, о чем? «В Кыргызстане 22 процента от всех умерших детей погибают от недоедания. Такие данные приводит ЮНИСЕФ. Но эти цифры правительство игнорирует», – говорит Назгуль Турдубекова.
И это неудивительно. Давно пора привыкнуть к мысли о том, что в Кыргызстане хорошо живут «генералы» чиновничьей армии и их адъютанты в окружении «потемкинских деревень». Простые же смертные, не обремененные солидными капиталами и портфелями, продолжают тешить себя надеждой на прекрасное далеко, которое вопреки всем просьбам чаще всего оказывается жестоким.
По материалам: ИА «24.kg», Дарья ПОДОЛЬСКАЯ
Ссылка на новость: URL: http://www.24.kg/community/130805-strategiyakg-krasivo-narisovali-na-bumage.html