Не случайно в народе говорят, что начинать воспитывать детей нужно, когда они еще поперек лавки лежат, иначе трудно будет предсказать, какой человек вырастет из этого крохотного человечка. На Востоке почитание старших «закладывается» ещё с раннего детства.А почитать родителей – это больше, чем просто проявлять формальное уважение или повиноваться из одолжения. Глагол «почитать» буквально означает «считать драгоценным», поэтому в восточных семьях относятся к родителям как к бесконечно дорогим людям, достойным уважения. Это в идеале, но, как показывает практика, есть случаи, когда дети забывают своих престарелых родителей, и некоторые из них – из числа трудовых мигрантов. Слава Богу, таких историй не много, но они имеют место быть в нашем обществе. Почему бросают на произвол судьбы самых близких людей? Какие обязательства есть у детей перед родителями в нашем обществе?


История одинокой матери

Зайнаб никогда не жаловала судьба. С рождения у неё было плохое зрение, которое с годами только ухудшалась. Брать такую проблемную невестку никто не торопился, поэтому вышла замуж поздно, ни о какой любви – речи не шло. Вокруг все говорили, что годы бегут, а родить хоть одного обязательно нужно, потому что необходимо  думать об опоре на старости лет. Врачи протестовали против беременности по многим показаниям, но Зайнаб решилась на тяжёлые роды. Решилась – и родила абсолютно здорового крепыша весом 3.600, который, как ей казалось, стал единственной радостью в жизни.

Муж ушёл из семьи, когда ребёнку не исполнилось ещё и двух лет, расти и воспитывать сына, помогали родственники и престарелая бабушка. В 90-м Зайнаб получила квартиру от государства, по инвалидности. «Хорошо успела, это был, ведь практически из последних домов, который сдали во времена Советского Союза», – вспоминает Зайнаб и тут же добавляет, – «Жить бы и радоваться в новой квартире, да кто же знал, что гражданская война в Таджикистане заберёт у меня двух братьев и мать, которая умерла на третий день после похорон своего младшего сына».

Вот так нежданно, негаданна она осталась одна с 9-ти летним сыном, который сопровождал её за руку, потому что после родов резко ухудшилось зрение. Сын с 12-ти лет после занятий в школе ходил помогать на рынке, и тем самым помогал прокормить семью. По словам Зайнаб, рос очень прилежным мальчиком и никогда не перечил матери, помогал во всём. После окончания 9-го класса поступил в ПТУ, получил профессию, какое-то время поработал в Душанбе, а в 22 года  уехал на заработки в Россию. За семь лет приехал лишь однажды навестить мать, почти через год после своего отъезда. А за последние шесть лет лишь однажды переводом прислал матери 1000 российских рублей….

Помоги ближнему своему

Мы сидели с Зайнаб у подъезда её дома больше часа, проходившие соседи не только здоровались, но и некоторые из них  спрашивали, нужна ли ей помощь. На вопрос о том, кто помогает по хозяйству, говорит, что мир не без добрых людей: когда соседи, когда старые добрые подруги, а когда и дальние родственники из кишлака. В том году дважды получала помощь от иранского посольства. Я спросила: «А почему Ваш сын не помогает Вам, хотя бы материально и ежемесячно?». Зайнаб ответила: «Звонит мне каждый месяц – это самое главное, не забывает. Дай Бог, чтоб у него было всё в порядке. Не присылает деньги – значит, не может. Я сама не прошу,  мне ведь  много в жизни уже не надо».

Нотка обиды всё же чувствовалась в произнесённых словах, и это впечатление  подтвердила одна из соседок, с которой разговаривались чуть позже наедине: «Я тут 14 лет живу, аппа Зайнаб – хорошая, безобидная женщина, сына её помню, тоже хорошим пацаном рос, матери всегда помогал и подрабатывал: и в магазине, и на складе и на рынке тележку возил, только не понимаю, как так можно про мать забыть?! Ведь знает, что мать его одна поднимала, что пенсии не хватает, поэтому и просит помощи у международных организаций. Первое время мы все думали, может его посадили в тюрьму в России, поэтому редко звонит, и денег не присылает, а потом кто-то из дворовых мальчишек сказал, что тем летом виделся с её сыном, у него  всё нормально. Поговаривают, что в России обзавелся семьёй и даже дети есть. Но я в это вмешиваться не хочу. Знаете, я считаю, что каждый, кто ей помогает, савоб (перевод с тадж.яз – благое дело) себе делает, чужую семью – судить не буду. Дай Бог, своих детей достойно вырастить и пусть Бог сохранит меня от такой старости».

На страже прав пожилых людей

Воспитывая ребенка в детстве, мы тратим все силы, энергию и заработанные средства в надежде на то, что ребенок вырастет, встанет на ноги и будет для нас в старости надежной опорой и поддержкой. Однако опыт и практика показывают, что далеко не все дети, достигнув совершеннолетия, помогают своим престарелым родителям. Так, к примеру, основным кругом вопросов, с которыми столкнулась при работе с пожилыми людьми Душанбе общественная организация «Лига женщин юристов Таджикистана», является именно эта проблема – защита прав пожилых родителей перед взрослыми детьми.

«Каждая четвертая, обратившаяся к нам за помощью женщина, является пожилой и одинокой, помочь которой больше некому», – отмечает  исполнительный директор «Лиги женщин юристов Таджикистана» Зебо Шарифова. По её словам, отказом от помощи родителям способствует несколько факторов, не всегда зависящих от взрослого ребенка. Это, прежде всего, высокий уровень безработицы, способствующий трудовой миграции. Уехав однажды на заработки, многие дети стариков, столкнувшись на новом месте с трудностями, не забывают о своих престарелых родителях, но не могут оказывать им поддержку, сами еле сводя концы с концами.

Лигой был разработан проект «Социально-правовая помощь престарелым и одиноким гражданам». В рамках данного проекта проводятся консультации, оказывается реальная помощь и поддержка обратившимся. Кроме того, им предоставляется  медицинская и психологическая помощь, а также помощь адвоката. «Ведь обратившиеся в центр – это не только брошенные пожилые родители трудовых мигрантов, но и жертвы квартирных обманов. После распада Советского Союза многие трудоспособные граждане страны, особенно среди русскоязычного населения, покинули пределы Таджикистана. Их престарелые родители в силу различных причин остались здесь доживать свой век, но столкнулись с множеством проблем – одна из них квартирные афёры», – отмечает Зебо Шарифова

Мнение экспертов

Эксперт по трудовой миграции Шухрат Латифовразмышляет: «Если бы на моем месте был оппозиционер, он бы сказал, что Государство должно заботиться о таких стариках. НПО-ошники заявили бы о реализации проекта и создании групп помощи, организов центры дневного пребывание для такой категории граждан. А я считаю, что о стариках должны, заботится родные дети. Брошенные родители – это просто не приемлемо таджикскому менталитету, национальному и культурному наследию Таджиков»!

Доцент кафедры периодической печати Уральского Федерального университета им. А.М. Горького Валерий Амиров считает, что поддержка постаревших родителей – однозначная обязанность детей. И если они уехали зарабатывать, то обязаны помочь родителям материально. Тем более, если речь идет об Азии или Кавказе, где помощь родителям – дело святое. «Есть два пути – юридический и традиционный. Юридический должен решаться  в соответствии с законодательством страны пребывания через суды и алименты. Традиционный путь – через обращение к сообществу, чтобы воспитывало и стыдило таких сыновей. Беда в том, что российское государство не обязано выполнять решение таджикского суда, иначе говоря, нам нужны мигранты, но нам не нужны их проблемы», – поясняет эксперт.

Правозащитник и директор НП «Межнациональный информационный центр» (Екатеринбург) Амирхамза Касиров констатирует, что такое происходит все чаще и чаще. «Больно на улицах родного города видеть таких брошенных стариков, они подходят, спрашивают – не видел ли я в России их сына, просят помочь найти. Если бы это было возможно… Печально, что мы, таджики, утрачиваем свои самые лучшие традиции – важение к своим родителям, тем, кто нас вырастил, кто нами гордился и надеялся на нас. Старики – основа семьи, уважая их, мы учим наших детей уважать нас», – поясняет известный правозащитник и тут же добавляет, – «Конечно, нельзя оставаться равнодушным и бездеятельным в этой ситуации. Во время хутбы на пятничной молитве, во время различных массовых собраний и праздников, нужно и с высоких трибун и в дружеских разговорах говорить о том, как важно уважение к старшим, рассказывая  молодежи о необходимости заботы о родителях и стариках. Уверен, еще не все потеряно, еще можно возвать и к совести, и к воспитанию наших ребят».

Председатель Координационного комитета партнерской Гражданской Платформы «Центральная Азия в движении», президент ОО «Ресурсный центр для пожилых» Светлана Баштовенко считает, что проблему брошенных родителей необходимо решать как на государственном уровне, так  и на уровне семьи. «Во-первых, необходимо чтобы в стране работала эффективная миграционная политика, которая будет направлена на решение ключевых проблем трудовых мигрантов и их семей», – заявляет эксперт. По словам С.Баштовенко, ответственность за своих родителей несут в первую очередь дети, так как только дети могут дать внимание и заботу своим родителям, «потому что государство не может решить вопросы психологического аспекта, а ведь в пожилом возрасте старикам требуется поддержка и внимание близких и родных, но и государство не должно забывать о своих прямых обязанностях по предоставлению качественных государственных услуг», – поясняет президент ОО «Ресурсный центр для пожилых».

Язык статистики

По официальным данным, средний размер пенсии в Таджикистане равен 180 сомони (37 долларов в эквиваленте). Этих денег с учетом нынешних цен на питание пожилым людям, конечно, не может хватать. При этом в республике официально даже не установлен прожиточный минимум, хотя правительство ещё 12 декабря 2012 года утвердило методические рекомендации по расчету минимальной потребительской корзины. Эксперты отмечают, что установление прожиточного минимума автоматически повлекло бы необходимость повышать зарплаты и пенсии.

Численность пенсионеров по состоянию на первое июня текущего года составило свыше 603,5 тыс. человек, без учета работающих пенсионеров.

По данным Агентства по статистике при Президенте РТ, около 7% людей преклонного возраста в Таджикистане оказываются в домах для престарелых, что не соответствует принятым моральным нормам в таджикских семьях.

Вместо послесловия

Старость – не радость, так говорят пожилые люди о себе, как правило, когда речь заходит о болезнях, недугах, либо тогда, когда они остаются одни со своими проблемами, а вокруг никого нет. В Китае раз и навсегда решили проблему одиночества стариков. Взрослые дети теперь обязаны по закону навещать своих родителей. Иначе нарушителям грозит не только штраф, но и тюрьма. В Таджикистане официально вся забота сводится к алиментам, которые родители могут получать с детей, когда они станут беспомощными или старыми. И не каждый родитель на это пойдёт, к примеру Зайнаб достаточно того, что сын звонит, и значит он,  помнит  о матери…

Когда-нибудь состаримся и мы.

Изменится осанка и походка

И жизни нашей парусная лодка

Войдет в лагуну памяти и тьмы… (Людмила Лурье)

Ирина Умарова
Фото Б. Исамутдинов, Д. Иркаев
Фотографии  не относятся к герою и теме материала

Ссылка на материал: http://www.ethnoinfo.ru/statji/1707-kogda-nibud-sostarimsja-i-my