ПУТЬ К ЭФФЕКТИВНОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ 
консолидированные рекомендации участников конференции 
Валентин Богатырев, Кыргызстан
фото Галы Петри 

18-19 декабря в Бишкеке состоялась двухдневная конференция на тему «Миграционная политика: защита прав и интересов трудящихся-мигрантов и членов их семей». Конференция была организована рядом международных, зарубежных и национальных организаций, в том числе Министерством Иностранных Дел Кыргызской Республики (Департамент внешней миграции), Международной Организацией по Миграции (МОМ), Структурой Организации Объединенных Наций по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин – ООН Женщины, Всемирным Банком, Датской Церковной Помощью в Центральной Азии, ИККО – Голландской Организацией по Развитию Сотрудничества, Платформой «Центральная Азия в движении» и Министерством Международного Развития Великобритании (ММР).

В работе конференции приняли участие представители гражданского сектора, Жогорку Кенеша, Правительства Кыргызской Республики, международных организаций, дипломатических миссий, а также независимые эксперты. 

На конференции были заслушаны выступления международных и национальных экспертов по ситуации с миграцией в Кыргызской Республике и международной практике миграционной политики, опыте других стран, современных тенденциях в управлении трудовыми ресурсами, работе международных организаций, занимающихся этими проблемами.

Участники конференции, основываясь на собственном опыте работы с мигрантами, имеющихся аналитических материалах, обсудили состояние и проблемы миграционной политики в Кыргызской Республике, рассмотрев роль всех субъектов и все стадии миграционного процесса, различные модели миграционной политики, их негативные и позитивные стороны, гендерные аспекты, реальную практику работы правительственных органов и неправительственных организаций по управлению и контролю за миграционными процессами, оказанию помощи мигрантам. Отдельное внимание конференция уделила мерам гендерно-чувствительной миграционной политики и поддержки особых категорий мигрантов.

Целью  и результатом конференции стала разработка рекомендаций для формирования и совершенствования миграционной политики в Кыргызской Республики, ориентированной на системное управление человеческими ресурсами, оказание необходимой поддержки и помощи мигрантам на всех этапах миграционного цикла, минимизации национальных потерь от миграции населения.

Анализ ситуации и основные проблемы миграционной политики

С момента обретения независимости с территории Кыргызстана выехали в страны СНГ и дальнего зарубежья около 1 млн., в том числе более 650 тысяч – в Российскую Федерацию, 450 тысяч из которых получили российское гражданство. По различным оценкам экспертов, в настоящее время постоянной и цикличной трудовой миграцией в Кыргызстане охвачено  от  500 – 700 тыс. человек (каждый пятый от числа трудоспособного населения). Процесс внешней миграции, в большей мере, провоцируется экономическими мотивами/факторами. Для большинства мигрантов миграция – представляет собой долгосрочную стратегию.
В условиях растущего международного рынка труда миграция граждан Кыргызстана обеспечивает их продвижение на этот перспективный рынок и конкурентоспособность на нем.
Благодаря трудовой миграции люди получают возможность выживать, решить многие материальные, финансовые проблемы, поддерживать благосостояние своих семей. В ходе миграции они приобщаются к культуре других стран и народов, овладевают иностранными языками, перенимают производственные технологии и профессиональные навыки, устанавливают новые человеческие контакты. Трудовая миграция, денежные средства, поступающие из-за рубежа, позитивно влияют на социальную структуру Кыргызстана, увеличивая численность среднего класса, и, соответственно, уменьшая категорию бедных и очень бедных. Материальное положение домохозяйств, члены которых вовлечены в трудовую миграцию, находятся в более благоприятной ситуации. У них больше возможностей избежать рисков переходного периода, общественных  трансформаций
В то же время массовый миграционный поток  преимущественно в одном направлениями, ставит зависимость ситуации в Кыргызстане от любых изменений политической, экономической ситуации и в миграционной политике  в стране.
Первопричиной большинства проблем трудовых мигрантов в принимающей стране является нарушение ими правил пребывания на территории принимающей страны. Сложность получения легального статуса и разрешения на работу, трудности с наймом дешевого жилья выталкивают работников в нелегальную миграцию, нелегальный сектор принудительного труда, где о соблюдении прав человека – начиная с техники безопасности и заканчивая бытовыми условиями – речь не идет. Порядка 60 процентов трудовых мигрантов трудятся на нелегальном положении. Деятельность частных агентств по трудоустройству за рубежом законодательно не урегулирована, а степень ответственности за незаконную отправку либо торговлю людьми не соответствует тяжести противоправного деяния.
Большой проблемой является социальная защита трудовых мигрантов. Самими мигрантами и их работодателями не выплачивается страховая часть социально защиты, поэтому они не могут получать медицинские услуги. Разность пенсионных систем в странах назначения и исхода, создает сложности в оформлении пенсий. Нет общих механизмов между странами по обеспечению пенсиями мигрантов. Мигранты не отчисляют средства в накопительную часть пенсии и даже не информированы о существовании в Кыргызской Республике закона о накопительной пенсионной системе.
Трудящиеся-мигранты, особенно находящиеся на нелегальном положении и особенно женщины и молодежь больше других подвержены риску стать жертвой практики принудительной вербовки и занятости.
Основная стана назначения – Российская Федерация ввела ряд изменений во внутреннее миграционное законодательство (обязательное тестирование по русскому языку и отмена получения российского гражданства в упрощенном порядке), которые создают новые проблемы для мигрантов из Кыргызстана. В связи с инициативами Кыргызстана по вхождению в Таможенный союз и Единого экономического пространства (ЕЭП) актуальными становятся задачи повышения потенциала трудовых ресурсов для работы за пределами страны, обеспечение равноценных условий труда и социальных гарантий для трудовых мигрантов из нашей страны в рамках ЕЭП.
Масштабы экономики страны  не создают достаточного количества рабочих мест и не предоставляют достаточный уровень оплаты труда.
В самом Кыргызстане большой отток рабочей силы ведет к дефициту квалифицированных специалистов, обезлюживанию регионов, неравномерности их экономического развития, особенно приграничных территорий, ухудшению условий проживания в сельской местности и малых городах, росту числа депрессивных территорий. Развитие социальной и экономической ситуации страны попадает в зависимость  от развития процессов трудовой миграции и денежных переводов  мигрантов.
Государством не оцениваются социальные и культурные последствия миграции значительной части населения страны и не принимаются меры для минимизации возникающих при этом проблем. «Порог здоровья» трудовых мигрантов, особенно нелегальных, в целом снижается. Трудовая миграция разбалансирует демографическую ситуацию и разрушает институт семьи.
Ключевой     проблемой является отсутствие в стране единого представления и целостной комплексной стратегии управления человеческими ресурсами. Государственная программа Кыргызской Республики по регулированию миграционных процессов на 2007 – 2010 годы завершила свое действие и не разработана новая программа или стратегия.
Реально осуществляемая миграционная политика характеризуется отсутствием механизмов сбора и обмена миграционными данными и другой информацией. В процесс принятия решений не вовлечены целевые и  заинтересованные группы (мигранты и члены их семей, диаспоральные ассоциации и так далее.) Политика зачастую носит реактивный характер, отсутствует комплексный анализ ситуации и комплексный ряд услуг, оказываемых мигрантам на всех фазах миграционного процесса. Недостаточным является целевое финансирование, средства в основном выделяются на административные расходы, а не на саму реализацию политики. Многие государственные функции по работе с миграцией не подкреплены финансово. Недостаточен и кадровый потенциал на управленческом уровне.
Кроме того, происходит частая смена органов, выполняющих функции разработки и реализации миграционной политики, что приводит к отсутствию преемственности, частым структурным изменениям, неясности в функциях госучреждений, отсутствию механизмов ответственности.

Цели миграционной политики и возможные стратегии

В кыргызском обществе и у государства отсутствует единое видение целей и существа миграционной политики. Несмотря на значительный масштаб трудовой миграции, продолжает иметь  место негативное отношение к ней как явлению, и это распространяется на  отношение к трудовым мигрантам. Немало политиков и государственных чиновников видят только негативные стороны миграции, отказываясь понимать и признавать ее роль в глобальных экономических процессах и антропотоках, в преодолении существующих у Кыргызстана экономических проблем и прежде всего – низкой занятости населения.
Работа с мигрантами рассматривается не в рамках комплексной системы управления человеческими ресурсами, а как второстепенная по значимости частная векторная политика. Зарубежная занятость не рассматривается как часть национальной стратегии развития, как возможность снижения напряженности на внутреннем рынке труда.
В зависимости от национальных приоритетов и общественного согласия, органам, принимающим решения, следует рассматривать  три основных подхода к миграционной политике:
– признание миграции преимущественно позитивным процессом, обеспечивающим решение целого ряда проблем развития страны, формирования для нее более существенного места на глобальных экономических рынках, повышения качества национальных человеческих ресурсов. Этот подход влечет за собой активную политику управления трудовыми ресурсами, подготовки и помощи мигрантам, поощрение миграции и формирование глобальной инфраструктуры ее поддержки.
– признание миграции преимущественно негативным процессом, вынужденной и кратковременной мерой  преодоления безработицы и низкого уровня доходов населения. Такая позиция предполагает акцентирование на обеспечении внутренней занятости населения, установлении жесткого контроля за выездом мигрантов и системы управления жизнью зарубежных диаспор.
– отсутствие четко выраженной ценностной позиции по отношению  к миграции. При таком подходе государство не контролирует миграцию, но ограничивается не более чем набором минимальных, определяемых государственным стандартом, услуг для этой категории своих граждан.
Участники конференции, рассмотрев эти возможные подходы к миграционной политике, пришли к выводу, что наиболее эффективной была бы интеграция всех трех подходов в новой государственной политике управления человеческими ресурсами. Кыргызская Республика в рамках этого видения представляется страной мобильных и конкурентоспособных трудовых ресурсов, которые вносят вклад в развитие Кыргызстана и содействуют интеграции страны в мировом экономическом пространстве.

Рекомендации по совершенствованию миграционной политики

1. Концептуализация миграционной политики, выработка  и принятие стратегии

Правительству необходимо приступить к разработке Национальной стратегии управления человеческими ресурсами, рассчитанной на 20 лет. В течение этого срока необходимо создать систему управления человеческими ресурсами, обеспечить оптимальное планирование занятости населения, добиться, чтобы не менее 50 процентов трудовых ресурсов Кыргызстана работали на квалифицированных рабочих местах с достойными условиями труда.
В качестве переходного шага Правительству рекомендуется разработать и внести на обсуждение и для принятия стратегию  миграционной политики до 2020 года. Основной целью стратегии должна стать защита прав и интересов мигрантов, соблюдение государственных интересов при разработке и реализации программ по миграции, создании системы миграционного контроля, регулирования миграционных потоков с учетом социально-экономического развития страны, пресечение нелегальной миграции.
Жогорку Кенешу необходимо развивать международное сотрудничество по проблемам общего рынка труда, и проблемам трудовых мигрантов в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ, способствовать разработке модельных законов, направленных на решение правовых, и социальных проблем, с которыми сталкиваются соотечественники.
Должны быть созданы на основе частно-государственного партнерства и взаимодействия с гражданским обществом постоянно действующие институты мониторинга и анализа глобального рынка трудовых ресурсов, проблем мигрантов, формирования на этой основе и коррекции концепций политики управления человеческими ресурсами, национальных программ и проектов в этой сфере.
В недавно созданном при Президенте Кыргызской Республике Национальном Совете по устойчивому развитию могла быть создана отдельная секция по управлению человеческими ресурсами, как одной из важнейших составных частей и решающему  фактору обеспечения устойчивого развития страны, общества и государства.
Должна быть инициирована общенациональная дискуссию по вопросам миграционной политики, поиска механизмов социальной защиты трудовых мигрантов с широким охватом экспертного и гражданского сообществ, при участии международных организаций и аналитических структур.
Необходимо продумать концепцию, тренинговые программы и формы работы с представителями средств массовой информации в области непредвзятого и популярно-разъяснительного освещения роли трудящихся – мигрантов в развитии стран региона и о тенденциях на современном рынке труда, особенно о нуждах, потребностях и деятельности женщин трудящихся – мигрантов, других особых категорий мигрантов.

2. Формирование системы управления человеческими ресурсами

Необходимо создать Национальный совет по управлению человеческими ресурсами (вопросам миграции) при Президенте, либо  постоянную структуру (единый межведомственный орган) в составе Правительства КР для координации деятельности всех государственных учреждений, ответственных за управление миграционными процессами.
Есть необходимость пересмотреть распределение функций между государственными структурами, занимающимися вопросами миграции населения, необходима разработка механизма организации взаимодействия вовлеченных в процесс управления миграционными потоками акторов, посредством регулирования взаимоотношениями и коммуникациями между ними.
Правительство должно разработать и реализовать программу формирования развитой инфраструктуры обеспечения миграционной политики, включающую в себя:
– создание сети Центров домиграционной подготовки, обеспечивающих легитимность, информированность, безопасность и подготовку мигрантов. Такие сервисы могут включать информационно-консультативные центры, услуги по трудоустройству, юридическому сопровождению.
– создание единой базы данных по миграции (наличие трудовых вакансий, реестр организаций, занимающихся вопросами миграции, учет пересечения границы, снятие с регистрации), разработка стандартов и методологии сбора статистической информации о трудовой миграции для качественного улучшения статданных с точки зрения охвата гендерных характеристик миграции
– запуск проектов по созданию служб доверия, горячих линий и центров помощи мигрантам в странах пребывания.
– создание Миграционного Фонда, направленного на обеспечение защиты прав мигрантов, оказания им помощи вне зависимости от статуса их пребывания в стране трудовой миграции.
– поддержку существующих  и содействия созданию новых объединений/организаций трудящихся – мигрантов с целью мобилизации их усилий по оказанию всесторонней помощи трудящимся – мигрантам, направленной на защиту их социальных и экономических прав, создание условий для быстрой адаптации и удовлетворение базовых потребностей в период осуществления трудовой деятельности.
Обеспечить включение проблематики миграции и особенно женской трудовой миграции в учебные программы по миграции для профессиональной подготовки и переподготовки управленческих кадров в сфере миграции, а также предпринимателей и работников НПО, работающих с мигрантами.
Необходимо поддерживать и развивать усилия Платформы «Центральная Азия в движении», других неправительственных организаций, ассоциаций в зарубежных диаспорах , профессиональных союзов по содействию обеспечению  гражданских и социальных прав трудовых мигрантов и их семей.

3. Подготовка к миграции

Наиболее неотложной задачей является создание оперативной  системы анализа ситуации на глобальном, региональном и внутреннем рынках труда Уполномоченным органам Министерству иностранных дел, Министерству труда и занятости  предстоит проработать методику и запустить систему сбора соответствующей информации и доведения ее до потребителей.
Должно быть обеспечено всестороннее и доступное информирование населения  о существующих возможностях трудоустройства в странах прибытия, об имеющихся вакансиях, квалификационных требованиях, законодательстве страны трудоустройства, правах и обязанностях трудовых мигрантов, их социальному обеспечении в стране трудоустройства, а также информирование трудящихся – мигрантов, в особенности женщин и членов их семей, об их правах, обязанностях, а также проблемах, связанных с миграцией и трудовой деятельностью за пределами своей страны,
Наиболее реальным является создание открытого информационного портала с доступом через Интернет, и по телефону для получения необходимой информации по рынкам труда, условиям, проезда, получения работы и жительства, правилам пребывания и трудоустройства в стране назначения.
Необходимо также разработать краткие справочники (памятки) для выезжающих, особенно  женщин-мигрантов по различным вопросам, возникающим перед ними и членами их семей в процессе миграции;
Правительство должно поддержать развитие сети частных агентств занятости, составляющих важную часть инфраструктуры трудовой миграции, реализовать меры методической, информационной, правовой поддержки деятельности таких структур, контроля за выполнениям ими требований закона в части перемещения и трудоустройства граждан и защиты прав человека.
Желательным было бы подготовить согласованные механизмы организованного набора и трудоустройства граждан Кыргызстана на территории России, Казахстана, других стран и подписать соответствующее межправительственные соглашения.
Министерство образования должно осуществить поддержку потенциальных мигрантов через систему языковых курсов, изучения культурных особенностей стран назначения, их правовой системы. Создание таких курсов, доступных для населения трудоизбыточных регионов становится неотложной задачей в связи с принятием Россией новых условий подтверждения знания русского языка трудовыми мигрантами.
Мигранты, уже закрепившиеся в России и испытывающие трудности в связи с введением обязательного экзамена на знание русского языка, должны получить возможность подготовки к таким экзаменам непосредственно по месту миграции путем заключения соглашений с органами образования страны пребывания об оказании такой образовательной помощи.
Министерству образования и агентству профессионально-технического  образования необходимо разработать специальную программу, которая бы привела систему профессиональной подготовки в соответствии с существующей конъюнктурой рынка труда (внешнего и внутреннего) и обеспечила:
– создание ресурсных центров на базе учебных заведений начального профессионального образования и обучения и развитие лучших практик доступа.
– разработку и внедрение технологий дистантного и вариативного обучения в сокращенные сроки.
Необходимо подготовить и заключить соглашения о сотрудничестве учебных заведений системы профессионального образования с ведущими заведениями такого профиля в странах и на территориях массвоого пребывания мигрантов из Кыргызстана.
В учебные программы системы начального профессионального образования должны  быть включены такие учебные модули, которые способствуют поиску работы, например, составление резюме, развитие навыков делового общения.
Должны быть разработаны модули для обучения взрослого  населения,    нацеленные на их дополнительные потребности, такие как переобучение, повышение квалификации, дальнейшее образование и различные краткосрочные курсы.
Министерство здравоохранения должно обеспечить доступное медицинское освидетельствование граждан, выезжающих на работу в другие страны.
В пилотном порядке Министерство здравоохранения должно  разработать и начать внедрение механизма добровольного медицинского страхования мигрантов до отъезда в страну назначения.
Необходимо разработать и законодательно внедрить систему заключения контрактов между мигрантами, выезжающими на работу в другие страны и частными агентствами занятости, работодателями в стране назначения.
Министерству иностранных дел необходимо предусмотреть меры государственной поддержки получения там, где они необходимы, виз для въезда трудовых мигрантов в страны назначения.

4. Поддержка трудовых мигрантов в странах назначения

Министерству иностранных дел необходимо разработать систему поддержки мигрантов в странах пребывания, предусматривающих введение института трудовых атташе с обязанностями, обеспечивающими контроль перемещения, регистрации, трудоустройства  соблюдения прав кыргызских мигрантов
Правительству внести на рассмотрение  других государств вопрос о возможности введения в государствах, входящих либо вступающих в Единое экономическое пространство  не разрешительного, а уведомительного порядка найма трудящихся-мигрантов.
Правительству, его региональным представителям, органам местного самоуправления развивать систему взаимодействия с территориальными властями областей России (области с областями, города с городами) по вопросам работы  мигрантами.
Правительство должно поддержать создание расположенных на территориях принимающих государств Центров адаптации трудовых мигрантов и оказания содействия им в поиске жилья, трудоустройстве, решении других вопросов.
Особое внимание должно быть уделено противодействию незаконному привлечению использованию работодателями труда мигрантов. Должна быть создана система взаимодействия органов труда и занятости, иностранных дел с миграционными службами и правоохранительными органами стран назначения в выявлении и пресечении нелегального трудоустройства.
Правительству необходимо поддержать строительство (либо организацию) в местах массового пребывания мигрантов общежитий, либо системы гостевых домов для приема приезжающих граждан на период поиска жилья и трудоустройства
Правительству предусмотреть в договоренностях с властями стран пребывания возможность введения упрощенного порядка легализации занятости для женщин – мигрантов, работающих в частных домохозяйствах (няни, домработницы, сиделки, садовники и т.п.) и их работодателей.
Правительство должно продумать и реализовать совместно с неправительственными организациями, ассоциациями мигрантов, профессиональными союзами систему работы с кыргызскими диаспорами в странах пребывания.
Должно быть достигнуто соглашение с министерством образования России о беспрепятственном приеме детей мигрантов в детские дошкольные учреждения и школы по месту проживания и работы родителей и бесплатном обучении в них в случае легального пребывания и трудоустройства.
Министерство образования должно оказать методическую и организационную помощь в создании воскресных школ в местах проживания мигрантов с возможностью обучения в них детей и взрослых, включающего изучение кыргызского языка, истории, литературы, основ права и государственного устройства Кыргызской Республики и получения других необходимых мигрантам знаний о Кыргызстане.
Для детей мигрантов Министерством образования, молодежи и туризма должны быть разработаны и реализованы специальные программы, предусматривающие возможность отдыха в Кыргызстане, ознакомления с родной страной.
Правительство, неправительственные организации должны оказывать собое содействие женщинам-мигрантам в обеспечении возможности для интеграции в новое общество. Такие усилия должны предусматривать уважение культурной самобытности трудящихся мигрантов-женщин и защищать их права человека.
Необходимы меры по улучшению информирования трудящихся – мигрантов об их социальных правах и гарантиях, в том числе посредством издания и распространения справочника медицинских и социальных услуг, доступных для трудящихся-мигрантов.
Правительству Кыргызской Республики необходимо разработать проекты двусторонних соглашений     с правительствами Российской Федерации, Республики Казахстан о сотрудничестве в  области пенсионного обеспечения и медицинского страхования, где будут предусмотрены механизмы реализации пенсионных прав и медицинского обслуживания граждан, временно пребывающих на территории обоих государств.
Министерством здравоохранения должны быть в оперативном порядке, еще до заключения межгосударственных соглашений проведены переговоры и достигнуты соглашения с органами медицинского страхования и здравоохранения стран пребывания о признании полученных в Кыргызстане полисов медицинского страхования и обслуживании мигрантов, имеющих их.
Должна быть  проведена с населением широкая разъяснительная работа  по повышению страховой культуры.
Национальный банк и Министерство финансов должны проработать с компаниями и банками, имеющими платежные системы возможность доступа к банковским услугам стран пребывания, льготного трансфера финансовых ресурсов мигрантов.
Правительство и Социальный фонд должны проработать систему альтернативного пенсионного обеспечения мигрантов и внести соответствующие законодательные предложения.
Правительству необходимо изучить опыт, имеющуюся практику других стран и разработать предложения по созданию, правовому статусу и процедурам работы Фондов благосостояния мигрантов
Министерство внутренних дел и прокуратура должны осуществлять контроль за соблюдением прав граждан Кыргызстана в странах пребывания, пресечением деятельности криминальных структур среди мигрантов, рабства, трудовой эксплуатации и злоупотреблений работодателей. Для этого должны быть определены специальные подразделения и процедуры работы в мигрантской среде.
Министерству чрезвычайных ситуаций, совместно с министерством иностранных дел, здравоохранения, занятости, необходимо создать центр помощи мигрантам в чрезвычайных ситуациях, предусматривающий механизмы и возможности оказания неотложной помощи мигрантам.
Министерству образования инициировать введение программ по толерантности в школах и других организациях в странах назначения с возможным привлечением представителей национальных диаспор мигрантов.
Неправительственным организациям и организациям донорам практиковать программы малых грантов для проведения образовательных мероприятий и фестивалей различных диаспор с целью интеграции трудящихся-мигрантов в культурную жизнь местных общин.

5. Возвращение, адаптация и реабилитация мигрантов, работа с особыми категориями мигрантов

Правительством должны быть продуманы специальные меры по работе с особыми категориями мигрантов: жертвами торговли людьми (сексуальное рабство, трудовое рабство), людьми, получившими инвалидность во время работы за рубежом, возвращенцами с приобретенной социальной болезнью (ВИЧ, ИППП, туберкулез), депортированными за правонарушения и нарушения миграционной политики. К особым категориям следует относить также мигрантов с двойным гражданством, квалифицированных кыргызских специалистов, работающих за рубежом, а также умерших или погибших во время пребывания в странах назначения.
Необходимо принять меры для укрепления законодательных механизмов по пресечению попыток торговли женщинами, путем ужесточения контроля за деятельностью по вербовке рабочей силы для работы в других странах и их ответственности за криминальные последствия организованной ими миграции.
Поддержать рекомендации о внесении раздела о правах женщин трудящихся-мигрантов в периодический доклад о выполнении Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Необходимо уделять внимание и формировать структуры  и механизмы, обеспечивающие поддержку по реинтеграции в местный рынок труда для возвращающихся, в первую очередь – особых категорий мигрантов. например, такие, как:
– консультирование по вопросам занятости и предоставление услуг по трудоустройству;
– предоставление грантов и кредитов с малым риском в поддержку деловых инициатив;
– доступ к дополнительному  профессиональному обучению и продолжению образования;
– помощь в решении социальных и иных проблем.

Органам профессионального образования практиковать специальные программы и условия обучения для трудовых мигрантов, вернувшихся из стран пребывания, в том числе, получивших инвалидность и другие ограничения по здоровью, психологические травмы. Эти программы должны предусматривать обучение по созданию своего бизнеса, микрокредитованию, инвестированию и созданию малых и средних предприятий, по активизации участия трудящихся мигрантов и членов их семей в социально-экономическом развитии страны. 

Правительству, неправительственным организациям и организациям донорам проработать создание кризисных центров для вернувшихся мигрантов особых категорий, в том числе женщин-мигрантов, нуждающихся в психологической поддержке.
Министерству здравоохранения совместно с Министерством труда и занятости необходимо осуществить разработку норм по компенсации вреда, связанного с повреждением здоровья или профессиональными заболеваниями, полученными во время миграции.

Правительству Кыргызской Республики, различным грантодающим фондами и донорским организациям необходимо продумать создание системы малых грантов для НПО и различных сетей, оказывающих поддержку и предоставляющих консультации по защите прав трудящихся-мигрантов, в частности женщин, жертв работорговли и другими особыми категориями мигрантов и работающих среди беднейших слоев женщин трудящихся-мигрантов как в странах происхождения, так и назначения.

Необходимо осуществлять реабилитацию не только жертв работорговли и других криминальных последствий миграции, лиц, получивших инвалидность во время миграции, но и их родственников. Психологическая помощь должна быть доступна для всех членов семьи, так как не всегда они готовы к данной проблеме.


6. Сокращение миграции, минимизация экономических, социальных и культурных потерь

Правительству необходимо осуществить анализ и разработать прогнозы по изменению объема и структуры рынка труда в связи с динамикой демографической ситуации в стране.

Должна быть определена потребность страны и каждого из ее регионов в трудовых ресурсах в среднесрочной и более отдаленной перспективе, которая ляжет в основу политики управления человеческими ресурсами.

Правительству и его региональным представительствам необходимо разработать и принять стратегии устойчивого регионального развития, способствующие реинтеграции, росту малых и средних городов и устойчивому развитию сельских районов, поощрению практики открытия частных бизнес-школ, а также бизнес-инкубаторов, центров и других структур по развитию малого и среднего предпринимательства, в первую очередь для уязвимых групп населения.

Министерства труда и занятости совместно с неправительственными организациями, органами местного самоуправления, кадровыми службами предприятий и кампаний должно обеспечить создание  оперативно корректирующейся, реальной единой базы данных о вакансиях.

Министерству труда и занятости совместно с Министерством образования, агентством по профессионально-техническому образованию необходимо разработать и внести на рассмотрение Правительства меры по улучшению профориентации, повышению мотивация для молодых специалистов работать в своей стране, в том числе в отдаленных районах, регионах, испытывающих потребность в тех или иных специалистах.

Министерству образования совместно с соответствующими ведомствами и кампаниями сделать прогноз и обеспечить подготовку квалифицированных специалистов для реализации крупных инвестиционных проектов, связанных с строительством железной дороги, гидроэлектростанций, линий электропередач, разработкой ряда крупных месторождений, осуществляемых иностранными инвесторами.

Правительству проработать вопрос о привлечении ресурсов иностранных инвесторов для заблаговременной целевой подготовки кадров под инвестиционные проекты.

Агентства занятости, информируя о работе за рубежом, должны описывать все возможные риски и последствия выезда для работы за рубежом, при этом одновременно давать информацию о вакансиях внутри страны.

Необходимо разработать дополнительные меры по противодействию незаконному привлечению иностранной рабочей силы.

Жогорку Кенешу, Правительству принять меры, обеспечивающие введение аккредитации иностранных рекрутинговых организаций и систему контроля за их деятельностью.

Президенту страны необходимо разработать и принять программу формирования единой кыргызской нации, укрепления общенационального единства, возрождения и развития национальных традиций, изучения истории, языка, укрепления института семьи.

Должна быть разработана специальная программа поддержки этнической идентичности в условиях глобальной миграции кыргызов, предусматривающая систему сохранения коммуникации, трансляции социально-культурных норм кыргызского народа.

Пришло время Правительству разработать специальную программу  стимулирования возвращения в страну высококвалифицированных мигрантов, в том числе, получивших образование в других странах.

Правительству необходимо продумать меры привлечения средств мигрантов к различным инвестиционным  проектам развития на национальном и особенно – местном уровне за счет поддержки инвестирования ресурсов мигрантов различными льготами, введения «народного IPO», создания различных местных фондов развития.

Заключение

Процесс трудовой миграции  – естественное и неизбежное явление, которое несет в себе как позитивные, так и негативные последствия, оказывающие влияние  на  развитие страны. В Кыргызстане, несмотря на снижение темпов естественного прироста населения, растут различные формы трудоизбыточности, особенно на селе, а также продолжительность официальной  и скрытой безработицы, что делает внешнюю трудовую миграцию единственно возможным и рациональным  решением проблемы трудоизбыточности.

Задача государства  с учетом национальных интересов, найти механизмы, позволяющие снизить негативные последствия и мультиплицировать  позитивные эффекты.

Сегодня структура государственного управления и политика в отношении миграции является недостаточной, не опирается на общее видение целей и средств их достижения. Как следствие, рассогласование разрывы в исполнении конкретных функций управления между различными ветвями и институтами государственной власти, отсутствие координации и взаимодействия между министерствами и ведомствами в составе правительства. 

Одновременно вне управления и регулирования остается целый ряд новых задач, возникших и оформившихся в качестве новых вызовов системе государственного управления. В качестве одного из подобных вызовов следует назвать изменения, происходящие в миграционной сфере: специфика которого состоит в том, что они затрагивают вопросы, относящиеся как к области экономической политики и геоэкономического позиционирования страны, так и к области культурной политики, проблематике идентичности, языка, традиций и социальной сплоченности. 

В этой связи, в целях регулирования процессов миграции и более широко – управления человеческими ресурсами, необходима государственная политика, которая учитывала бы складывающуюся демографическую ситуацию и соотносилась бы с перспективными задачами социально-экономического развития страны. 

Все заинтересованы организации должны объединить усилия и обеспечить выработку  новой,  эффективной, современной государственной политики управления человеческими ресурсами.

Рекомендации, выработанные конференцией «Миграционная политика: защита прав и интересов трудящихся-мигрантов и членов их семей» и изложенные здесь – один из вкладов в формирование такой политики и выражение готовности организаторов конференции продолжать усилия в этой важной работе.

Валентин Богатырев – эксперт, лидер Аналитического консорциума “Перспектива”