Александр Иванович Егоров в 2013 году отметит 90-летний юбилей. В 1941-м, когда началась Великая Отечественная война, ему как раз исполнилось 18. Молодой человек сполна познал все тяготы страшнейшей трагедии в истории человечества, участвовал в нескольких важнейших операциях. Я встретил его на прогулке у подъезда весенним вечерком.  

Румяный и бодрый мужчина, в здравом уме, обладающий хорошим зрением и слухом. Уже полгода Александр Иванович живет один, но добродушен и не теряет расположения духа. С женой прожил, вы только вдумайтесь, 66 лет! Познакомились на фронте и остались вместе навсегда. А начиналось все так…

Умная война

– Я родился в северном Казахстане, а во Фрунзе приехал в 6 лет, – говорит Александр Иванович. – Отсюда ушел на фронт, сюда и вернулся. До войны учился в школе, успев закончить 9 классов. Только пошел в 10-й, как вызвали в военкомат. Говорят, война идет, мы организовываем курсы радиотелеграфистов, а вы как-никак 9 классов закончили! Более-менее грамотный. Большинству в то время хватало 6-7 классов, и шли работать.

Меня направили в Ташкент, где я учился военному ремеслу 3 месяца. В начале 1942-го отправили в Москву. Там готовился еще несколько месяцев и, наконец, попал на фронт в 31-ю армию. Мне дали радиостанцию, передававшую информацию на расстояние до 70 километров.

Ржевское направление

Именно там летом проходило мое боевое крещение. В первую же ночь враг начал бомбардировку, и мы понесли немалые потери. На первых порах захватили несколько населенных пунктов, в том числе Погорелое Городище. Название города совпало с тем, что от него осталось – одни печные трубы на пепелище.

С боями перебрались через речку Вазузу, и в атаку пошла первая танковая группа. Не получилось. Враг сконцентрировал силы и отбил наступление.

Во второй раз мы атаковали ближе к концу года. Разбили врага на железной дороге и стали готовиться к новому броску. В это время с разных сторон подошли два вражеских бронепоезда и давай нас бомбить. У наших танкистов кончилось горючее, на исходе снаряды. А зима, страшные морозы! Думали, не выдержим, но вовремя подоспело подкрепление. Разрушило рельсы, чтобы бронепоезды не смогли удрать, и добило разрозненного врага.

Судьбоносное сражение

По окончании Ржевской битвы наши войска вернулись под Москву на место формирования, и нас отправили на прорыв блокады Ленинграда.

Город окружали болотистые леса; мы начали прокладывать дорогу бревнами. Сначала так, потом эдак – ничего не получается. Несколько месяцев бились, но отступили. До освобождения Ленинграда оставалось еще около полугода.

Перебросили нас на Курскую дугу. Вот где тяжело было! Немецкие танки «Тигр» и «Пантера» были намного лучше советской техники. 50 дней продолжались кровопролитные бои. Радисты докладывали, что дело плохо. Тогда к нам присоединился Степной фронт – около 300 танков. И вот уже мы начали давить немцев.

Советские солдаты сражались очень самоотверженно. Окопаются в поле и ждут. Пройдет танк сверху, вылезут и бутылку с зажигательной смесью метнут. Немало вражеской техники так подбили!

Курская битва для немцев стала вторым Сталинградом. Они хотели отомстить за поражение на Волге, но проиграли и начали отступать. Остатки фашистских войск ринулись в Харьков, а оттуда – дальше на запад. Мы освободили город без боя.

Потом шли мелкие сражения, мы часто брали врага в окружение. Кричали немцам: «Камраден, идите сюда!» и брали их в плен.

Медицинская оплошность

В одной из битв был ранен в левую ногу. Маленький осколочек застрял в районе голеностопа. Когда его извлекли, дали мне на память. Забинтовали ногу – вроде все нормально. Но прошла неделя, и стало хуже – нога начала опухать. Приехал в штаб-корпус к врачу. Глянула она и ужаснулась: «Разве ж можно так?!». Оказывается, в ноге оставался кусочек ботинка. Не заметили его при первой операции. Еще немного, и я мог стать инвалидом.

Любовь на связи

С будущей женой Валентиной познакомились на Курской дуге. Я передавал радиосообщения, а она принимала их в штабе. Но однажды во время перерыва перевела частоту и стала слушать музыку. Я вызываю – не отвечает, да что ж такое? А мне приказ: срочно передать телеграмму. Побежал к телефону и давай ругаться.

Но когда поехал с ногой к врачу, решил найти ее и извиниться. Мне показали – отдыхает в шалаше после очередной рабочей смены. Зашел туда, и поволок ее наружу. «Ты что делаешь?» – удивилась она. «Извиняюсь!». Подружились мы и еще 2 года на фронте вместе пробыли. А потом поженились.

Историческая дружба

Наши силы полным ходом двигались на Берлин, когда к советским войскам обратились чехи. Они подняли восстание и попросили о поддержке. Наш танковый корпус отправили в Чехию. Начиналась Пражская операция. Из врагов там встретили только пехоту. Громили ее, не жалея, провоевав до 11 мая. Над Рейхстагом уже водрузили Знамя победы, а мы еще 2 дня сражались!

В Праге познакомился с американскими и британскими солдатами. Американцы мне понравились намного больше англичан. Те надменные слишком, а эти добродушны: «Здорово, друг! На, кури!». Но я уже не курил.

…Сидели мы с однополчанами на отдыхе году в 1944-м, я и говорю: «Знаете что? Останусь живой по окончании войны – на второй день брошу курить!». А ведь раньше курил здорово – даже сахар отдавал за махорку. Но с 10 мая 1945 года и до сих пор не курю.

Союзники помогали нам и в разгар войны. Сухой паек состоял из американских консервов. Здоровые банки – одно мясо. На неделю хватало. Голода в солдатских рядах не было. И даже водку понемножку давали.

Под началом Ильича

В нашей семье на фронт ушли 4 человека: отец и три сына, в том числе и я. Отец погиб под Сталинградом, а мы выжили. Между прочим, со старшим братом мы встретились на фронте. Он был в кавалерии. Враги загнали их на горный серпантин и морили голодом, и наши силы послали на освобождение. А другой брат воевал в авиации. Оба, к сожалению, уже умерли.

После войны был на отдыхе. И вдруг сообщение от начальства: «Александр, решено отправить тебя на Парад Победы». Настало 24 июня 1945 года, Москва, Красная площадь. Иду в колонне 4-го украинского фронта. Впереди шагает молодой полковник Леонид Ильич Брежнев. С радостью наблюдали, как наши солдаты бросали вражеские штандарты на землю.

Секреты долголетия

Вернулся во Фрунзе в 1946 году с экссудативным плевритом легких. Мой старший брат демобилизовался раньше и работал в Пржевальске. Я поехал к нему, и меня стали учить народной медицине. Стал ловить барсуков и поедать их. Пил барсучий жир. Прошло недели две, и мне стало легче. Приехал обратно и к врачам направился. Они удивляются: где туберкулез? Был, да вылечили!

Я работал до 70 лет. Сейчас живу хорошо, государство помогает. Пенсия – 10 тысяч сомов плюс 3 тысячи дополнительно до конца жизни по указу бывшего президента Бакиева. Пережил инфаркт и три микроинфаркта, но регулярно делаю физзарядку, держу себя в форме. Зарядка – большое дело!

…Вот таким заряженным позитивными эмоциями я и расстался с Александром Ивановичем. Нашему поколению у фронтовиков можно многому поучиться. Столько пережили, а все равно остаются добродушными и искренними.

Источник: www.24.kg/community/153085-v-2015-godu-70-letie-pobedy-v-velikoj.html

06/05/13 09:43, Бишкек – ИА «24.kg», Иван МАРЧЕНКО